Главная > О.И.Маслиев > История и современность Свято-Николаевского храма

История и современность Свято-Николаевского храма

Когда была построена первая церковь в Станьково, неизвестно. В летописной истории местечка за XIV век упоминается православный храм.

Визитная запись за 1714 год свидетельствует, что существовавшая в то время в Станьково православная церковь была построена князем Радзивиллом еще до введения (Кревской) унии. Впоследствии, на месте сей церкви была построена новая — в 1858 году, по фундации графа Эмерика Карловича фон Гуттен-Чапского и по пособиям от прихожан. Несколько десятилетий при Станьковском Свято-Николаевском храме действовало благочиние. Первым благочинным в Николаевском храме был протоиерей Николай Трусковский, а в последствии Архимандрит — историк, краевед, писатель, создатель трудов по истории православных храмов. С 1873 по 1883 года в Свято-Николаевском храме служил благочинный протоиерей Василий Васюкович. Диаконом при нем был Иоанн Шарковский, а псаломщиком Даниил Руцкий. С 1883 по 1918 года благочинствовал при Станьковском храме протоиерей Феодор Чернявский — духовник, отец новопрославленной в наше время, святой блаженной Валентины Минской (Валентины Феодоровны Сулковской). В помощниках у отца Феодора были иерей Александр Лукашевич (упоминается в документальных источниках Станьковской церкви за 1898 год) и иерей Иоанн Бруякин (упоминается в документах церкви за 1909 год). В 20-х годах ХХ века в храме служил отец Николай Атоваров, расстрелянный в конце 20-х начале 30-х годов. Последним священником Николаевской церкви был иерей Илия Мендзик, расстрелянный в 1936 году, а его семья репрессирована.

Свято-Николаевская церковь в Станьково

В Станьковском приходе в начале ХХ века, имелись два бесприходских римско-католических костела — в имениях Станьков и Вязынь. В состав Станьковского прихода входили следующие селения: Станьков, Кукшевичи, Заболотье, Шатилы, Петковичи, Лапцевичи (с 1960 г. Васильково), Магалевщина, Гринковщина, Багрицовщина, Ляховичи, Каменка, Зосино, Мигдаловичи, Сломище, Красное, Скворцы, Добрынево, Чечино, Павлово и Гороховище. Станьковской церкви, по данным 1864 года, принадлежали пять деревянных и одна каменная кладбищенские церкви: Свято-Покровская 1860-1864 гг. в Добрынево; в Станькове — конца XVIII начала XIX веков; в деревне Червоное; Свято-Ризоположенская в застенке Кули; Свято-Духовская в деревне Лапцевичи; Свято-Троицкая, каменная, в селе Вязынь и Свято-Анненская на хуторе Коски.

При Свято-Николаевском храме существовало церковно-приходское попечительство и три штатные народные училища: в Станькове, Кукшевичах и Добрыневе. При церкви в Станькове 31 1/2 десятина земли расположенная на трех участках. План и межевая книга на сею землю отсутствует. Пользовались этой землей помощник настоятеля и один псаломщик. По данным конца ХIХ века, усадьба настоятеля находилась на хуторе Коски. Из строений для помощника настоятеля имелись: дом, два амбара, гумно, погреб, два скотских сарая. Двор помощника настоятеля находился непосредственно перед южным фасадом храма, на противоположной стороне улицы Минской (ныне улица Марата Казея). Псаломщик жил за храмом с восточной стороны (ныне «дом М.Казея № 5»). Двор псаломщика состоял из дома и гумна. Третий участок числился за церковью и погостом.

Строительство в Станькове нового каменного храма было обусловлено противодействием православной самодержавной России продвижению и распространению католицизма и униатства на западных рубежах Российской империи. Поводом этому послужило принятие в июне 1851 года на государственную службу в Министерство внутренних дел молодого хозяина имения Станьков графа Эмерика фон Гуттен-Чапского. Для человека католического вероисповедания удержаться на службе в православном государстве было довольно сложно. В 1852 году Эмерик Чапский был командирован в Ярославскую губернию с секретным заданием расследовать на месте проблему раскольников, преследовавших цель переворота в религиозно-общественной жизни России. Граф Чапский смог предотвратить движение распространения раскольнической идеологии. В подтверждение своей преданности Государю и Отечеству молодым графом-католиком был приобретен за 2000 рублей серебра один из проектов храма, знаменитого архитектора Двора Его Императорского Величества Константина Андреевича Тона. В 1852 году в Станькове на противоположном берегу запруды реки Рапуса, на месте старого униатского деревянного храма была заложена новая Православная церковь из красного кирпича. Освятил храм в 1858 году Архиепископ Минской Епархии Михаил (Голубович), который в последствии неоднократно гостил у Эмерика фон Гуттен-Чапского. За строительство этого храма Эмерику фон Гуттен-Чапскому Государем Императором Самодержцем Всероссийским Александром II была объявлена «…Высочайшая Благодарность…», что способствовало в дальнейшем росту карьеры молодого графа. В общем на строительство храма графом Эмериком было потрачено свыше 22 000 рублей серебром.

Интересные сведения про графа Эмерика фон Гуттен-Чапского помещены в «Дневнике» («Дыярыуше») (текст неполный, 1858-1860 гг.) епископа Минской Епархии Михаила (Голубовича) (1800-1883 гг.) — доктора богословия и церковного права, с 1828 года инспектора, преподавателя Литовской Духовной семинарии в Жировичах, а с 1853 года Архиепископ Минский.
« ..1858 год

Среда 3 июня (21 мая.) Был у меня Эмерик Чапский — подтвердил согласие уступить мне свой бильярд с гумилостическими бортами. Я декларировал в следующее воскресенье приехать в Станьков. Возьму с собой деньги и оплачу за бильярд. Попрошу также его купить в Санкт-Петербурге прогулочную коляску…

Воскресенье 7 июня (25 мая). В 8 утра поехал в Станьков своими лошадьми до Прилук, а из Прилук лошадьми Чапского. Заехал сразу же в церковь (в старую, деревянную, стоящую на кладбище в Станькове) и отслужил литургию. Чапский подошел пешком (в церковь). Остался я до понедельника, а во вторник 9-ю конями Чапского (выехал) в Минск. В Прилуках съел обед, а у немца-огородника достал фланцев.

У Чапского приобрел бильярд для Пустыни за 108 рублей…

(Пустынь (Пустынь Архиерейская) — фольварк Сеницкой волости (5 км от Минска)).

Пятница. 28(15) августа. Сегодня освятил церковь в Станькове, вчера заехал туда своими лошадьми перед обедом. Чапский дал 25 рублей певчим, диаконам — по 3 рубля, а Прорвичу — 10 рублей, но тот не хотел брать. Отдам их ему в Минске — отдано в Минске 15 рублей. Чапский согласился, чтобы от сотки с назначенных возможно было собрать по 3 рубля с каждой избы сборов, пустить на школки (воскресные, церковно-приходские и сельские школы). Ректор имел готовую речь, но сказать я приказал инспектору. Был Ржавуцкий — генерал в отставке. Мне он понравился…».

( Примечания: даты в скобках () — даны по старому стилю, а остальной текст в скобках () — пояснения автора.)

Церковь в Станькове запроектирована и построена в ретроспективно-русском стиле.Относится она к типу крестово-купольных храмов с полукруглой апсидой и встроенной в основной объем звонницей. В архитектуре храма использованы килеобразные закомары и наличники, лучковые ниши и арки, лепные аркатурные пояски и рустованные лопатки, тонкопрофилированные карнизы, цоколь, подоконники, крестовые своды и полукруглые ниши.

Основных входа в церковь было три. Центральный объем и притвор со звонницей, образующих одно целое, завершался килеобразные кокошниками и были накрыты многоскатной металлической крышей, окрашенной в бирюзовый цвет. Над центральным объемом храма на массивном четверике возвышался мощный восьмиоконный световой барабан, увенчанный граненым бирюзовым куполом с шестиконечным крестом-якорем. Боковые приделы и полукруглая апсида были решены отдельными высокими объемами, накрытыми двухскатной металлической крышей. Апсиду накрывала конусообразная крыша, повторяющая ее очертания. Западный придел храма опоясывал мощный карниз, расположенный на уровне венчающих карнизов боковых приделов и повторяющий их по пластике. Узкие и высокие оконные проемы с полуциркульным завершением располагались по первому ярусу храма. Второй ярус окон не имел. Звонница, расположенная в основной части храма над притвором, имела три больших проема с арочным завершением, расположенных на трех фасадах.

В плане храм делился на семь помещений: молитвенный зал, два боковых придела, апсиду без выделенных ризницы и пономарки, притвор, комнату священника и лестничную клетку с деревянной полувинтовой лестницей, ведущей на звонницу. Центральный внутренний восьмигранный объем был перекрыт крестовыми, клинчатыми и парусными сводами, опиравшимися на четыре столба. В боковые приделы и апсиду открывались широкие лучковые арки, а вход из притвора был более узкий и циркульный. По углам молитвенного зала церкви были сделаны узкие, высокие и полукруглые в плане и в завершениях ниши — эдикулы. Боковые приделы перекрывались цилиндрическими сводами с крестовыми распалубками коробового сечения. Апсида была перекрыта конховым сводом с коробовым очертанием. Западный двухэтажный придел с притвором-бабинцем и звонницей был перекрыт на первом ярусе крестовыми сводами, а на втором ярусе — цилиндрическим с распалубками. В звоннице висели четыре колокола в 12,5; 3; 2 пуда и в 20 фунтов. В молитвенный зал из помещения звонницы открывалось щелевидное окошко с сильно развитыми откосами.

 План храма в Станьково. Проект реставрации храма 2007 года.
План храма в Станьково. Проект реставрации храма 2007 года.

Интерьеры храма были скромными. Стены и своды выбелены, пол кирпичный. Клиросы были устроены на солее, возвышенной только на одну ступень. Иконостас дубовый, без покраски, с такими же рамами, карнизами и резьбою, которые по местам были позолочены. Иконостас был устроен с колоннами и пилястрами, имел 10 икон, расположенных в три яруса. Кроме того, в церкви находилась местно-чтимая икона Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, величиною в 1 аршин и 10 вершков (101 см), писанная на холсте и покрытая металлической золоченой ризою. Сохраняется предание, что икона сия принесена каким-то благочестивым старцем, прихожанином из Мир Ликии, еще в XVII веке. Украшением интерьеров храма служили в большом множестве иконы в деревянных позолоченных киотах, развешанных по всем стенам. Храм некогда соединялся с усадебным дворцом подземным переходом, остатки которого до сих пор можно обнаружить в Станьково. Был ли в храме подвал, пока еще неизвестно. По свидетельству старожилов, лестница, ведущая в подземный туннель, была устроена в западном приделе храма.

Небольшой по своим размерам храм к отоплению приспособлен не был. В алтарной стене, в интерьере, была сделана ниша для кадил, от которой внутри стены был сделан канал, расходящийся по периметру всего храма и предназначенный для окуривания и освящения стен церкви постоянно.

Храм покоится на высоком каменном фундаменте и стоит на холме возвышенного погоста. С четырех сторон его окружала высокая кирпичная оштукатуренная и выбеленная стена, стоявшая на каменном фундаменте и покрытая железом. Со стороны апсиды стена закруглялась по радиусу, огибая апсиду. Укрепленная десятью косыми контрфорсами и раскрепованная профилированными лопатками, завершенными пинаклями с шатровыми крышами, она создавала впечатляющий вид и подчеркивала грациозно возвышающуюся над ней Свято-Николаевскую церковь. Въезд на погост со стороны главного входа был решен тремя проемами, закрепленными толстыми столбами, на которых висели решетчатые ворота и калитки лучковой формы, а хозяйственный вход находился с северо-северо-восточной стороны и состоял из одной широкой калитки в толще стены.

 Западный фасад Свято-Николаевского храма в Станьково. Проект реставрации храма 2007 года.
Западный фасад Свято-Николаевского храма в Станьково. Проект реставрации храма 2007 года.

Что касается благоустройства церковной территории, то особых исторических данных на сей счет не сохранилось. Однако, исходя из исследований старых фотографий и натуры можно сделать вывод, что погост церкви был обильно обсажен деревьями и кустарниками. По всему периметру исторической ограды с внутренней стороны, росли высокие старые липы и ясени, экземпляры которых сохранились до сих пор. Между деревьями были высажены кусты сирени и черемухи, некоторые из них сохранились с северо-западной стороны церкви.В северо-западной и юго-восточной частях погоста были устроены захоронения, снесенные в 1961 году.

Согласно историческим сведениям об усадьбе графов фон Гуттен-Чапских, основная дорога, фланкирующая парк с южной стороны, была вымощена булыжником, что дает возможность предполагать вымощенность дороги при подъезде к храму, однако на фотографии Я.Балзункевича, сделанной в 1914 году, заметно грунтовое покрытие основной улицы, проходящей близ храма. Было ли бутовое мощение на территории храмового комплекса — неизвестно, следов и остатков какого либо мощения и отмостков вокруг храма при натурном обследовании не обнаружено.

Въезд на территорию погоста церкви был устроен с помощью грунтовой насыпи, а боковые калитки въездных ворот были оборудованы 2-3 подъемами каменных ступеней. На церковном погосте со стороны главного входа до 1961 года находилась могила неизвестного военного российского летчика-испытателя. Он погиб во время полета в 1915 году. Его самолет, базировавшийся на аэродроме Станькова, потеряв управление, разбился у подножия Николаевского храма. Тело авиатора извлекли из-под обломков разбившейся машины и на третий день, по православному обряду, похоронили на церковном погосте, рядом с местом крушения самолета. Надгробным памятником авиатора служил искореженный красный пропеллер его машины со словами, написанными на лопастях —«Доброй души не забудет команда». Первое время могила охранялась почетным караулом.

Свято-Николаевская церковь слегка смещена с основной композиционной оси. Она представляла собой доминанту, ориентировавшую на себя все панорамные и перспективные точки дворцово-паркового ансамбля. Находясь за пределами парка, здание церкви на фоне большего искусственного водоема создавало впечатляющую картину, завершающую парковую панораму.

* * * * *

В 1936 году Свято-Николаевская церковь была закрыта. Сразу же после закрытия церкви из нее было вынесено все самое ценное: золотая утварь, серебро, ризы, оклады, кресты. Многие иконы были сожжены, многие были спрятаны и сохранены прихожанами. На переплавку пустили колокола. «Крест с купола храма срывали пять человекрассказывают очевидцыКогда трое большевиков залезли на купол храма, то ясное небо стало затягиваться грозовыми тучами, а с востока показалась радуга. Этому знамению никто не придал значения. Один из них привязал к куполу веревку, а двое других стали бить по основанию креста топорами, но крест сидел довольно таки прочно. Тогда сидевшие на верху купола сбросили веревку вниз и попросили еще двоих человек тянуть, да как можно сильнее. Раздался треск и крест покосился, а еще через мгновение крест полетел вниз. Привязанная к кресту веревка запутала ноги и руки срывающим его. Большой и тяжелый золоченый крест легко утащил за собою вниз троих человек, а, упав на землю, придавил собой еще двоих – тянувших за веревку. В тот момент, когда крест коснулся земли, раздался гром и пошел сильнейший ливень. День стал похожим на ночь. Ливень был таким сильным, что на ближайшем к Станькову поле повсплывали пасшиеся там гуси. Ненастье бушевало целый день».

Какое-то время храм пустовал. Потом в нем сделали зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны в стенах храма хранили оружие. Во время одного из боев партизан с немецко-фашистскими оккупантами боеприпасы взорвались, от чего пострадали интерьеры храма. После войны в церкви вновь устроили зернохранилище. В конце 40-х — начале 50-х годов ХХ столетия в храме случился сильный пожар из-за грозы. Выгорело все зерно, находящееся в храме. После этого пожара храм пустовал.

Как свидетельствуют исторические сведения, в Станьковскую Свято-Николаевскую церковь еще в 1913 году ударяла молния. Однако точные сведения о времени и масштабах того пожара не сохранилось.

Весной 1961 года на реке Рапуса прорвало прогнившую деревянную плотину. Было затоплено колхозное поле и соседняя деревня Каменка. Военные гарнизоны, расположенные в Станьково, бульдозерами были снесены две брамы усадьбы, часовню, кирпичную стену, ограждашую парк. Кирпичами разрушенных строений была завалена прорвавшая плотина. Спустя какое-то время кирпич, сделанный из сырой глины, был размыт, и ситуация с потопом повторилась. После этого было принято решение разрушить храм. Рабочие батальоны начали врезаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. И только сила военной техники и огромного взрыва смогла расчленить и окончательно изуродовать храм.

В один из дней весны 1961 года люди из ближайших к храму домов были выселены, зона взрыва оцеплена( не пускали даже на мост у запруды), поэтому жители Станькова и близлежащих деревень собрался на противоположном берегу озера и на сельской площади. Все ждали. В полдень — в 12 часов был произведен первый взрыв. Облако пылевой завесы окутало место взрыва, а когда оно рассеялось, то храм стоял невредимый. По словам свидетелей тех событий, это произвело на людей сильное впечатление. Верующие усматривали в этом знамение. Спустя какое-то время раздался второй взрыв. Опять облако пыли осело — храм стоит. И только после третьего взрыва барабан покосился и ушел вниз, внутрь. Взрывать все здание церкви не стали, поскольку очень близко к ней стояли жилые дома. Было принято решение — с помощью танков и стальных тросов растащить стены храма и разрушить его окончательно. Но стены не поддавались. Лопались канаты из стальных тросов, глохла техника, а храм стоял. С большими усилиями к вечеру удалось растащить южный и западный приделы. Разрушив и изуродовав святыню, про храм вскоре забыли.

* * * * *

В 1997 году в Станьково организован православный приход в честь Святителя Николая. С 1998 года начаты работы по возрождению храма. В 2000 году были проведены обмерные работы. В 2006 году после канонизации святой блаженной Валентины Минской, чей отец служил некогда в Станьковском храме было получено благословение Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на восстановление Свято-Николаевского храма.

 Генплан храма в Станьково
Генплан храма в Станьково

* * * * *

16 октября 2007 года при торжественной обстановке после молебна в южную стену молельного зала храма был заложен первый кирпич, символизирующий собой начало возрождения святыни. На нем золотыми буквами была написана надпись: «Сей кирпич первым был заложен в стену храма сего, в память о его возрождении числа 16 месяца октября года 2007 от Рождества Христова».

 Первый кирпич, заложенный в стену руин храма. Фото 16.10.2007 Маслиев О.
Первый кирпич, заложенный в стену руин храма. Фото 16.10.2007 Маслиев О.

* * * * *

19 июля 2008 года при большем скоплении народа в восстанавливаемом храме Святителя Николая Чудотворца прошла торжественная Божественная литургия с колокольным звоном, первая за 72 года (с 1936 года храм был закрыт).

Первое Богослужение в руинах храма. Фото Маслиев О.

* * * * *

28 августа (по старому стилю 15 августа) 2008 года, в день празднования Успения Пресвятой Владычицы Богородицы, в стенах восстанавливаемого храма под открытым небом прошло торжественное Богослужение, посвященное 150-и летию освящения храма Архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем). При огромном скоплении верующих, как местных жителей, так и приезжих с других городов Беларуси, России и Украины Божественную Литургию провели настоятель храма иерей Александр Микицкий, благочинный Дзержинского благочиннического округа протоиерей Борис Полторжицкий, настоятель Свято-Вознесенского храма в Фаниполе иерей Владимир Бадюлькин, священнослужители других храмов Благочиния и города Минска.

Маслиев Олег Игоревич «Станьково, 2013»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Калюжный - автор идеи исторического блога czapski.by. Увлекается историей древнего рода Гуттен-Чапских.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *