Главная > Варавва А.Г > Прилуки, что лежат при луке реки Птичь.

Прилуки, что лежат при луке реки Птичь.

Повернув от мотеля с правой полосы шоссе Р1 на его левую полосу, съезжаем на извилистую проселочную дорогу. Она то взбегает на пригорок, то спускается с него, следуя по землям, некогда принадлежавшим Чапским. Прежде здесь проходил старинный тракт на Новогрудок – Пинск.

Вот мелькнул слева указатель к элитному рыбачьему кемпингу «У черных камней» — эх, заглянуть бы туда, да это надолго, как и рассказы рыбаков… Дорога нырнула под железнодорожное полотно – и вскоре показалось большое село Атолино. Путников приветствует придорожная корчма, сейчас заново отстраиваемая, но с фрагментами старой, а за ней тотчас открывается деревня Прилуки. Нетрудно догадаться, что лежит она при луке – изгибе – реки Птичь.

Имение Прилуки известно с XVII столетия, так же как и православный монастырь, основанный здесь Анной Стеткевич с благословением киевского митрополита Петра Могилы (1633-1647), создателя Киево-Могилянской духовной академии и выдающегося защитника православия, как его характеризуют церковные деятели.

Веком позже новые владельцы усадьбы Ивановские перестроили обитель в замок, но, к их досаде, в нем поселилось… привидение. Слухи об этом, будоража воображение обывателей, стали расползаться по окрестностям и — угодили под перо знаменитого польского поэта Антона Эдварда Одынца, создавшего балладу о «заколдованном замке», о чем авторитетно поведал в XIX веке патриарх белорусоведения Адам Киркор.

От Ивановских по женской линии Прилуки перешли к Франтишку Ошторпу – предводителю дворянства Минской губернии. Он слыл широкой души человеком, хлебосолом, в имениях которого гости пировали порой целыми неделями. Его дочь Людвика вышла замуж за минского маршалка и к тому же известного агронома Оттона Горватта.

«Заколдованный замок», ранее поглотивший монастырь, при Горваттах пережил чудодейственное преображение – иного слова, пожалуй, и не подберешь! Он превратился в великолепный неоготический дворец в духе экстетики романтизма. Здесь в изобилии появились башни, башенки, крепостные зубцы… Эта мощная романтическая волна, подобная девятому валу, выплеснулась на фасады официны оранжереи, даже конюшен, а старый итальянский (террасный) парк по тогдашней же моде был спешно переустроен в пейзажный…

Акварельная зарисовка фасада дворца в Прилуках. Фото из книги Варавва А.Г.
Акварельная зарисовка фасада дворца в Прилуках. Фото из книги Варавва А.Г.

В 1872 году усадьбу Прилуки, незадолго до этого пережившую большой пожар, приобрел граф Эмерик Чапский и сразу же занялся ее восстановлением. Почти треть века, с 1886 до 1917 года, имением владел его сын Юрий, уже знакомый нам по Волчковичам.

Дворец был архитектурной и исторической доминантой имения и, пожалуй, наиболее выразительной неоготической резиденцией Беларуси XIX столетия, органично вписанной в естественное природное окружение и рукотворное пейзажные картины. По свидетельству признанных знатоков белорусских усадеб Романа Афтанази и Анатолия Федорука, дворцовый интерьеры выглядели «сравнительно скромно». Наряду с красивым паркетом и позолоченной лепниной на потолках в парадных комнатах, документы зафиксировали дубровый, обтянутый кожей гарнитур, рокайльную мебель в стиле Людовика XV, два рояля, пианино, красивые шкафы, гданьские сундуки, полотна кисти Яна Матейко, семейные портреты, миниатюры XVIII-XIX веков, серебро, саксонский и французский фарфор XVIII столетия…

На первом этаже размещалась библиотека в несколько тысяч томов, в основном на французском, английском, немецком языках. Книги имели свой экслибрис и родовой герб «Лелива». Наиболее ценные предметы с началом Первой мировой войны были утрачены кое-что вывезено в Варшаву.

… От въездной брамы, исполненной в виде граненых пилонов с шарами наверху, ко дворцу и сегодня ведет длинная аллея шириной в восемь метров (на ней сохранилось шесть старых лип). Ее длина равнялась 365 шагам – по числу дней в году. Деревья смыкаясь кронами создавали затемненный зелёный коридор («Стояли темных лип аллеи…» — всплывает в памяти поэтическая строка), с которым мажорно контрастировал большой светлый партер в форме традиционного круга с высокой клумбой.

Около партера располагались 30-метровая четырехъярусная неоготическая башня с часами. Своим обликом она вызывала ассоциации со Средневековьем и одновременно выполняла утилитарное назначение (в ее подвале была устроена ледовня). С противоположной стороны парадной части усадьбы размещался каменный двухэтажный флигель, тоже с готической башней. Его окружали две конюшни и два сарая для экипажей.

Через небольшую браму, оформленную тремя пилонами, дорога вела в южный дворик перед водоемом. Здесь стоял двухэтажный, с башней флигель, в нем помещались кухня, прачечная, жилые комнаты и два погреба. За флигелем, ближе к водоему, находилась оранжерея.

С восточной стороны парка на возвышении соорудили оригинальный комплекс производственных построек для переработки сельскохозяйственного сырья. Он включал в себя спиртовой и пивоваренный заводы, амбар, флигель и другие здания, выдержанные в ретроспективных формах – в духе дворцового ансамбля, — что придавало им особый шик.

Заметенные снегом Прилуки... Фото из книги Варавва А.Г.
Заметенные снегом Прилуки… Фото из книги Варавва А.Г.

Прилукская усадьба с ее изысканным готическим силуэтом заслуженно считалась одной из наиболее привлекательных на Минщине. Она слыла оазисом богемы: здесь собирались литераторы, художники, музыканты, артисты. Неоднократно бывал Чеслав Монюшко с сыном Станиславом, будущим знаменитым композитором; дважды гостил художник Наполеон Орда, прославивший свое имя гравюрами и акварелями памятников старины. В 1876 году он запечатлел усадьбу с парадной и парковой сторон. Его романтизированные акварели весьма пригодились, когда в 1950-х годах восстанавливали дворец, а спустя сорок лет – жилой флигель и хозяйственные постройки.

Такими увидел Прилуки художник Наполеон Орда в 1876 году.Фото из книги Варавва А.Г.
Такими увидел Прилуки художник Наполеон Орда в 1876 году.Фото из книги Варавва А.Г.

Впрочем, резиденцию Чапских до ее разорения «задокументировали», сами того не подозревая, кинематографисты. Съемками художественного фильма «Лесная быль» по повести Михася Чарота в 1926 году дебютировала киностудия «Савецкая Беларусь». Режиссер-полочанин Юрий Тарич снимал интерьерные сцены в Ленинграде, а натурой для своей картины, богатой на приключения, трюки, погони, избрал здешнюю усадьбу. Эффект оказался столь гипнотически завораживающим, что и через восемьдесят лет телевизионщики, готовя исторический сюжет о Прилуках, просто не могли не воспользоваться этим, если угодно, первым отечественным триллером – сколько в его «усадебных» кадрах аромата подлинности!

Фото из кинофильма «Лесная быль (1926)»

Сейчас тут размещен Белорусский научно-исследовательский институт защиты растений, поддерживающий дворец в хорошем состоянии. В одной из старых построек рядом со дворцом находится Центр народного творчества, при котором действует историко-краеведческое объединение «Прылуцкая спадчына», возглавляемое Инессой Кароль. Благодаря ей и ее единомышленниками собрана и постоянно пополняется интересная экспозиция о Гуттен-Чапских.

Неподалеку от бывшей графской резиденции располагается современная усадьба «Прылучки», где путешественник может найти, как говорится, «и стол, и дом», отдохнуть, перекусить, остановиться на ночлег. Подробнее мы скажем о ней ниже, а теперь, попрощавшись с Прилуками, все теми же старинными дорогами, через Самохваловичи, двинемся по направлению в Станьково. Прямиком туда километров тридцать. Но при желании можно отклониться в сторону и заглянуть в Озеро или Добрынево.

В 30-х годах XIX века Гуттен-Чапские возвели в селе Озеро кирпичную церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, впоследствии немного перестроенную. Рядом с эти храмом, исполненным в стиле позднего классицизма, сохранился большой каменный дом того же времени, внешне похожий на шляхетскую усадьбу. Есть здесь и красивое круглое озеро – несомненно, именно оно и дало название поселению – и небольшой придорожное кафе. В Добрынево уцелела Покровская церковь, построенная на кладбище в 1860-х годах. Облик этого деревянного храма красивого силуэтного рисунка несколько портит его теперешняя пестрая раскраска. Стоит он при дороге Р65, которая через десяток километров подходит к Станьково.

Варавва А.Г. «Станьковский ключ графов фон Гуттен-Чапских, или Урок старого вяза»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Калюжный - автор идеи исторического блога czapski.by. Увлекается историей древнего рода Гуттен-Чапских.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *