Главная > А.Т. Федорук > Садово — парковое искусство Белоруссии: Прилуки

Садово — парковое искусство Белоруссии: Прилуки

Усадьба Прилуки (д.Прилуки, Минский район). Старейший парк Белоруссии. Заложен во второй половине XVIII в. На месте монастыря. Относится к числу регулярных парков с вытянутой осью, в композиции которых наиболее полно выразились элементы террасирования. Прилукская усадьба имеет сложную историю. Она была вотчиной Огинских, Иваногвских, позднее имение перешло к предводителю дворянства Ошторпу, затем к Горваттам. Известный агроном Оттон Горватт «… из заколдованного замка устроил великолепный палац в готическом стиле, при нем большой сад с оранжереей и башенными часами…» При последнем владельце имения графе Г.Э.Чапском (с 1872 г.) парк получил дальнейшие наслоения пейзажного стиля. Дворец стал центром композиции парка. Он построен в неоготическом стиле, на высоком холме, у гребня сравнительного крутого террасированного склона, спускающегося к пойме р.Птичи. Здание двухэтажное, каменное, на высоком цокольном этаже, с угловыми шестигранными башнями, увенчанными зубцами на манер крепостных. Пятая башня пристроена к западному торцу здания. Она по всему объему прорезана стрельчатообразными оконными проемами и внешне напоминает дозорную башню средневековья. В богатом декоре нашли выражение черты романтизма, идеализирующие эпоху средневековье. Во дворце размещалась большая библиотека (Тычина, 1973). Дворец неоднократно горел. После пожара 1868 г. отстроен в 1872 г. Сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. К восстановленному зданию с восточной стороны в послевоенный период пристроен прямоугольный объем, нарушивший его прежнюю симметричную композицию.

В основу планировочного решения парадной части парка положен принцип светового контраста благодаря переходу от восприятия затененных пейзажей к хорошо освещенным. От въездной брамы к дворцу ведет аллея длиной 240 м и шириной 8 м. Деревья, посаженные через 1 м, смыкаются кронами, образуя высокий коридор с зеленым сводом, которому противопоставлен большой партер. Он имел традиционный круг с высокой клумбой и большой агавой в центре, фланкировался одиночными деревьями (клен остролистный, лиственница европейская) и был декорирован штамбовыми розами. Современная планировка регулярная. Высажены кизильник блестящий, ель колючая, ив белая бритценская и желтая, ива золотистопобеговая. Деревья закрыли бывшую перспективу от въездной аллеи на дворец.

В основе композиции за дворцовой части парка лежит принцип раскрытия дальних перспектив на террасы, пойму реки и окружающий ландшафт. Ближний план составляет небольшой парковый партер на первой террасе. Её сравнительно высокий (до 8 м) и крутой склон с газоном имел мраморную лестницу и был декорирован по периметру рядовой посадкой сирени обыкновенной. Перепады между второй и третьей, третьей и четвертой террасами составляет 1,5 – 2 м. Вторая часть террасы узкие (соответственно 30 и 40 м), с них боков находились линейные посадки ели лиственницы европейской. Самая широкая (около 100м) четвертая терраса занимает непосредственно пойму и фланкируется небольшими группами ясеня и ольхи. Ось перспективы завершается водной системой, включающей отводной канал и два небольших водоема. Здесь же размещались купальня, здание водяной мельницы, а с западной стороны – мост через Птичь, служившие акцентами дальней перспективы. Сейчас система нарушена, водоемы заросли. Разросшиеся деревья закрыли видовые точки от дворца.

В XIX в. В первоначальную регулярную планировку парка в Прилуках были внесены преобразования, связанные с романтическими мотивами. В ансамбль в качестве малых архитектурных форм включается здание старой мельницы, мост, башня. В стиле пейзаж парков устраивается водная система. Пейзажными приемами оформляется территория вдоль въездной аллеи. Небольшие древесные группы здесь сочетаются с открытыми полянами. В группах наряду с местными видами деревьев (клен, береза, осина, липа) широко используется экзоты. Сохранились одиночные кусты гордовины, боярышника мягковатого, спиреи и др. С западной стороны аллеи находилась теннисная площадка, а перед партером – высокая кирпичная башня с часами, окрашенная в белый цвет, называемая «часовней». Башня имела декоративное назначение, являясь определенной доминантой ансамбля, вызывала ассоциацию с временами средневековья и одновременно выполняла функцию (подвальное помещение служило складом льда).

 Часовня в парке. Прилуки. Фото начала ХХ в.
Часовня в парке. Прилуки. Фото начала ХХ в.

Прилуки – ценный памятник дворцово-паркового искусства, сочетающий черты барокко, неоготики и романтизма. Является основной доминантой в местном ландшафте. Принадлежит БелНИИ защиты растений.

Автор: А.Т. Федорук

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Калюжный - автор идеи исторического блога czapski.by. Увлекается историей древнего рода Гуттен-Чапских.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *