Главная > Книга > Садово — парковое искусство Белоруссии: Станьково

Садово — парковое искусство Белоруссии: Станьково

Усадьба Станьково (д.Станьково, Дзержинский район). Парк заложен в 70-е годы XIX в. в имении графа Чапского. Формирование усадьбы длилось несколько десятилетий, до начала XX в. Несмотря на время создания, в композиции парка, а особенно в малых архитектурных формах, характере водной системы ещё прослеживаются романтические мотивы. В основу организации пространства положен принцип перспектив, ориентированных в сторону ручья. Главной является южная от усадебного дома перспектива. Одноэтажное здание с двухъярусной башней было построено в 1880 г. в наиболее повышенной части усадьбы в романтическом стиле с использованием форм средневековой архитектуры. Второй ярус башни имел четыре балкона и обеспечивал видимость круговой парковой панорамы. Подземным переходом зданием соединялось с небольшим флигелем (кухней). Парадный партер фиксировался группами хвойных экзотов. Восточную кулису составляла группа сосны веймутовой, западную – пихты сибирской.

Симметрично фонтану росли два вяза голых с экзотической плакучей кроной. Одно сохранившееся дерево является лучшим экземпляром данного таксона в Белоруссии. Короткий колонновидный ствол растения увенчан плоской шапкой кроны с экзотически свисающими ветвями.

Вяз голый Кампердовна. Парк Станьково
Вяз голый Кампердовна. Парк Станьково

Второй план перспективы составляет слегка понижающийся к пойме ручья разнотравно-злаковый луг, занимающий пологий нивелированный склон террасы. В прошлом его покрывали сплошные заросли барвинка, образующие во время цветения красочный голубоватый фон. Луг с двух сторон окаймляется древесными массивами сложного состава (сосна обыкновенная и липа сердцевидная; лиственница и клен остролистный). Опушки украшались редкими экзотами. Сохранились старейшие, примерно вековые деревья конского каштана восьмитычинкового, туи западной, пихты сибирской. Цветовой эффект опушкам придавали единично разбросанные по периметру насаждений деревьев клёна остролистного Шведлера, живописно выделяющиеся оливково-красноватой листвой на общем фоне зелени и усиливающие художественное воздействие пейзажа. Большинство редких экзотов выпало, но в целом массивы хорошо сохранились, достигнув высокой декоративности: экзотичными стали кроны у сосен, лиственниц; причудливо изгибаются, касаясь земли, боковые ветви огромных лип; на высоту около 30 м поднялись остроконечные вершины пихт. Нельзя считать удачным современное оформление поляны молодыми линейными посадками липы и тополя китайского, упростившими край массивов и закрывающими вид на них.

Следующий план перспективы составляют элементы водной системы, сформированной в пойме ручья, который в пониженной её части образует большой водоем. Передний план системы представлен широкими каналами, огибающими два насыпных острова. В окружной канал впадает боковой периферийный, он прорыт вдоль парка и выполняет дренаж территории. Западный остров неправильной формы (60х100 м), размерами и конфигурацией отличается от традиционных, обычно небольших круглых островов. В самой высокой его части построена беседка в виде круглой ротонды с колоннадой из восьми ярко-белых колонн.

 Беседка - ротонда на острове.
Беседка — ротонда на острове.

Она окружена небольшими живописными древесными группами разного состава (дуб и береза; дуб; береза и ольха) и является очень выразительной малой архитектурной формой данной части парка. Второй остров меньше первого, более плоский, в его насаждениях преобладает ольха черная. В центре на высоком постаменте была скульптура. Водная система по-своему индивидуальна: одновременно и составная часть единой парковой композиции, и акцент дальних перспектив. С окружного водного прогулочного маршрута и с отдаленных видовых точек она в равной степени хорошо просматривается, привлекая внимание правильностью и четкостью архитектурных форм, простотой оформления. Архитектурные объекты на островах являлись не только элементами собственно парковых картин. Они привлекали внимание и с внешней стороны парка при движении в усадьбу из деревни. Окраина казалась своеобразной парковой картиной благодаря удачной выразительности акцентов.

Водная система уже частично восстановлено. В пойме ручья находится водоем, обрамленный камнем, вернувший парку прежнюю выразительность.
Аналогичный прием, но с использованием других средств (декоративных растений) применен в оформлении юго-восточной окраины парка. Прекрасную картину на опушке образуют экзотические деревья клена серебристого (диаметр ствола до 80 см), растущие в виде мощного куста, подбитого спиреей Бияра и рябинником рябинолистным. Мягкость опушке придают плотные, куполообразные вершины ивы ломкой шаровидной, слегка огибающие угол парка. Вертикаль композиции определяются мощными экземплярами ясеня, нижние ветви которых касаются цветовых макушек.

Дальним акцентом главной перспективы являлась находившаяся на противоположном берегу ручья церковь (сохранились руины). Она была построена в 1858 г. на возвышении в русско-византийском стиле, несколько смещена в оси усадебного дома и вместе с большим искусственным водоемом создавала впечатление парковой картины.

Подобно другим поздним пейзажным паркам, в Станьково нет четкой композиционной оси, внутрипарковых аллей, определяющих основной путь движения. Здесь хорошо выражены подъездные аллеи, расположенные с разных сторон усадьбы, примерно на одной оси с дворцом. Около въездов они сливаются с боковыми аллеями. Вдоль парка проходит центральная кленовая аллея, являющаяся в прошлом частью Екатерининского тракта (теперь главная улица деревни). Перпендикулярно к ней идет северная аллея. Все вместе они определяют структуру и придают величие усадьбе. Основная парковая дорога соединяла въезды, фиксированные брамами. Частично сохранились сооружения восточного въезда, построенные в 1880-1890г. в виде трехпролетной стрельчатой аркады со зданием сторожки в стиле неоготики. По отношению к этой дороге были ориентированы сооружения северной части парка (флигеля, амбары, здание кухни, водонапорная башня и др.), а также поляны и древесные массивы, сменяющиеся по пути следования.

Парковые группы в Станьково.
Парковые группы в Станьково.

Разросшиеся деревья, а также новые посадки нарушили прежнюю композицию, почти закрыли поляны. Лучше прослеживается поляна против жилого флигеля (Е-образное в плане здание, построенное в конце XIX в. также в тиле неоготики), в оформлении которой ведущее место принадлежит дубу черешчатому. Западный край- центральный древесный массив парка. Он представлен разреженным спелым древостоем из местных видов (клен, липа, вяз, ясень, одиночно осина, ель, береза,) и экзотов (лиственница). Акцентами в насаждении являются единичные плотные группы и клумбы деревьев. Массив имеет качественный газон, а отсутствие кустарников обеспечивает хорошую просматриваемость.

В конце XIX — в начале XX в. в насаждения парка было введено много экзотов. Здесь успешно выращивались редкие теплолюбивые виды — шелковица белая, каштан посевной, орех грецкий (Троська,1926). Была собрана коллекция кленов. Станьковские клены остролистные – одни из самых высоких в Белоруссии (до 25 м).

Владелец парка граф Э.Чапский с 1875 г. был директором Лесного департамента. Он интересовался судьбой русских лесов и нередко поднимался на их защиту, чем вызывал недовольство царских властей. В 1879 г., из-за назревающего конфликта с Александром II, граф вышел в отставку, вернулся в Станьково и полностью отдался работе по коллекционированию (Мальдзіс, 1980). Для этих целей рядом с домом в 1880 г. строится специальный «скарбчик», связанный с домом подземным коридором-переходом в виде двухэтажного миниатюрного средневекового замка с четырьмя угловыми башнями. Каждая башня завершается башенкой, увенчанной шатровой головкой.

Павильон - Скарбчик.
Павильон — «Скарбчик».

Музейные коллекции «скарбчика» включали: нумизматические сборы, исторические рисунки, гравюры, древние иконы, картины и портреты, старое оружие, посуду, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические и геологические редкости и пр. Имелась богатейшая, насчитывающая более 20 тыс.томов, библиотека, книги которой имели экслибрис рода Гуттен-Чапских, и редкое собрание рукописей (Тычына,1973; Мальдзіс, 1980). Многие коллекции были обработаны, систематизированы, изданы в виде книг или каталогов. В 1894 г. часть музея в шести вагонах вывозится в Краков и теперь представлена в отделе имени Э.Гуттен-Чапского Национального музея Польши (Мальдзіс, 1980).

Дом Чапских разрушен в годы Великой Отечественной войны. На его месте построена школа-интернат. Здание бывшего музея, а также ряд служебных и хозяйственных построек хорошо сохранились. Парк в Станьково занимает важное место в современной планировочной структуре села. Объявлен памятником природы и садово-паркового искусства, в формах которого, несмотря на время создания, проявилось подчеркнутое внимание к эпохе романтизма.

Автор: А.Т. Федорук

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Калюжный - автор идеи исторического блога czapski.by. Увлекается историей древнего рода Гуттен-Чапских.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *