Главная > А.І. Валахановіч > Валаханович А.И. — Граф Эмерик фон Гуттен-Чапский

Валаханович А.И. — Граф Эмерик фон Гуттен-Чапский

Граф Эмерик Захарьяш Николай Северин фон Гуттен Чапский – крупный землевладелец, нумизмат, библиофил, собиратель произведений искусства, коллекционер, основатель музея фон Гуттен Чапских в Кракове – родился 17 ноября 1828 г. в имении Станьково Койдановской волости Минского уезда в семье маршалка шляхты Минского уезда, позже почетного куратора школ Слуцкого уезда, члена Литовской адукационной комиссии, камергера последнего польского короля Станислава Августа Понятовского (1732-1798 гг.) Кароля Юзефа Патриция Клеменса Геронима Гуттен -Часпского (1778-1836 гг.) и Фабианны Чапской (1794/?/- 1876гг.) из рода Обуховичей, дочери Михала Обуховича, каштеляна минского (ЦГИА РБ, ф.319, оп.2, д.3614, лл.188,189, 189а). Э. Чапский окончил Виленскую гимназию и естествоведческий факультет Московского университета со степенью кандидата. В 1851 г. поступил на государственную службу в Министерство внутренних дел. Весной 1856 г. ему было поручено провести инспекцию провинций южной России, которые охватывали послевоенные (после Крымской войны 1853-1856 гг.) районы Крыма и побережья Азовского моря, а также поволжские немецкие колонии. Во время реформы 1861 г. он избран губернатором Великого Новгорода, с 1865 г.- вице-губернатором Петербурга. С 1875 г. директор Лесного департамента Министерства государственного имущества Российской империи. Он живо интересовался судьбой русских лесов и нередко поднимался на их защиту, чем вызывал недовольство царских властей. В 1879 г., из-за назревающего конфликта с императором Александром II, Э. Чапский вышел в отставку, вернулся в Станьково и занялся классификацией коллекций медалей, монет, древних книг, рукописей, оружия и изданием их каталогов. Э.Чапский автор книг: «Удельные, великокняжеские и царские деньги Древней Руси. Собрание графа Э.К.Чапского. Петербург. 1875»; «Каталог. Коллекция медалей и монет польских. Петербург – Краков. В 5 т. 1871-1916. 2-е издание . 1657.»

Для этих целей рядом с домом в 1862 г. он построил специальный павильон – «скарбницу», который был связан с домом подземным туннелем-переходом, в виде двухэтажного миниатюрного средневекового замка с четырьмя угловыми башнями. Каждая башня завершилась небольшой башенкой, увенчанной шатровой головкой. На второй этаж можно было подняться по круглой лестнице с крутыми винтовыми ступеньками, которая была построена в одной из башен. Кстати, белорусский художник Н. Орда в 1876 г. написал акварель «Скарбница в имении Станьково». Скарбница сохранилась до наших дней: сейчас в ней расположен музей Герой Советского Союза Марата Казея. Музейные коллекции павильона – «скарбчика» включали: нумизматические сборы, исторические рисунки, гравюры, древние иконы, картины, портреты, старое оружие, посуду, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические и геологические находки, книги и многое другое. В богатейшей библиотеке насчитывалось более 20 тыс. томов, которые имели экслибрис графского рода Гуттен — Чапских и редкое собрание древнейших рукописей. Здесь уместно привести пример о ценности рукописей, которые хранились в этом собрании. Известный белорусский историк и писатель В.Ю.Ластовский (1883-1938 гг.) в своей книге «Кароткая гісторыя Беларусі» (1910 г.) опубликовал полный список текст письма И.Ц.Коммонняки от 6 июля 1655 г. к Филиппу Обуховичу – Смоленскому воеводе – в связи с тем, что он за взятки и подарки в 1654г. сдал Смоленск и Смоленскую землю московскому царю Алексею Михайловичу (с.78-81). Это письмо хранилось в «Народном музее» имени Э.Чапского, который находился в Кракове.

Павильон -
Павильон — «скарбница» в Станькове. Постройка 1892 г. Фото Л.В. Алексеева, 1977 г.

В конце 80-х годов общество варшавских коллекционеров предложило Э.Чапскому принять участие в выставке «Древнее искусство и современное в отношении к промышленности», которая была организована в ноябре – декабре 1889 г. в Варшаве. Коллекция Э.Чапского на этой выставке была представлена 409 польскими монетами и медалями от времен польского короля Сигизмунда I Старого (1467-1548 гг.) до последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, сбором 69 орденов военных, орденов-звезд, иных военный отличий, фрагментами древнейшего оружия с XVII в. (часть сабли времен польского короля Яна III Собесского (1629-1695 гг.), ружьем с плоским стволом, которое было пожертвовано г. Эльбленгом Яну Анегари Чапскому (? – 1742 гг.) и многим другим оружием. Комитет по произведению выставки наградил в 1890 г. Э.Чапского дипломом Признания «за представленную … известную и ценную коллекцию редких монет, медалей, орденов и знаков отличия, а также за литературные труды на поприще краеведческой нумизматики».

Но со временем семейные обстоятельства вынудили Э.Чапского (нарастающий конфликт между Э.Чапским и его старшим сыном Каролем Чапским (1860-1904 гг.) который в это время был президентом (головою) г. Минска) покинуть навсегда Беларусь. Весной 1894 г. К.Чапский женился. Свадьба состоялась 4 июля 1894г. с Марией Пусловской. Произошел и раздел земли между сыновьями Э.Чапского. Пригодной для обработки земли Э.Чапский в то время имел около 40 тыс. гектаров, кроме лесных угодий, мельниц, смолокурень, винокурень, кирпичных заводов, садов и т.д.

После раздела имений Чапского было решено: Э.Чапскому немедленно оставить Станьково и выехать на постоянное местожительство в Краков. Лето 1894 г. Эмерик и его супруга Эльжбета Чапская провели в Станьково; нужно было проконтролировать упаковку вещей для отправки в Краков. Для организации музея в Кракове Э.Чапский приобрел одноэтажный дом в неоклассическом стиле, построенный в 1884 г. архитектором Антонием Сидеком.

В октября 1894 г.Э.Чапский переехал в это здание. В январе 1895 г. из Станьково через Вильно в Краков на адрес Франтишка Сленка для музея Э.Чапского прибыло 134 ящика в 6 железнодорожных вагонах. Это была нумизматика, медали, древний фарфор, древнее оружие, старая гданьская мебель, ценнейшая библиотека, которая имела редчайшие экземпляры книг из петербургской библиотеки Залузских, древнейшие рукописи, геологические и археологические сборы могли быть причисленные к ценнейшим в Европе (Мальдзіс А.І.Выдадзена нашымі сябрамі // Помнікі гісторыі і культуры Беларусі. 1980, №4 ).
Что же вывез Э.Чапский в Краков в 134 ящиках?

 

Монеты: динар польского короля Болеслава Храброго (967-1025 гг.), около 1000г.; дукат Владислава Лакетки – около 1330г.; португал русский польского короля Стефана Батория (1533-1586), 1586 г.; монета Владислава IV Вазы (1632-1648), 1635 г.; дукат Сигизмунда III Вазы, 1621г.; талер короля Речи Посполитой Яна II Казимира Вазы, 1661 г. и многие др.

Медали: польского короля Сигизмунда I Старого, 1532г.; польского короля Сигизмунда II Августа,1532г.; королевы Бонны Сфорцы, около 1561 г.; Януша Радзивилла, 1653 г.; Яна Казимира, 1660 г.; Станислава Августа Понятовского и многие др. Всего же монет и медалей им было собрано около 11 тысяч.

Портреты: Владислава IV Вазы,1624 г., Сигизмунда III Вазы (худ. А.Годенбург, без года написания); королевы Бонны Сфорцы (худ.Н.Нелли, 1588 г.), Сигизмунда II Августа, Михаила Казимира Радзивилла («Рыбоньки»), отца Вероники Чапской (бабки Эмерика Чапского ), Войтеха Пусловского – посла (депутата) на Четырехлетний Сейм; Игнатия Чапского (?- 1792гг.) – каштеляна гданьского и его жены Теофилии и их сына Франтишка Станислава Чапского («Костки») – последнего воеводы хелминского; Михала Чапского, Ежи (Юрия) Чапского – младшего сына Э.Чапского, экслибрис – портрет Томаша Чапского ( 1711-1776 гг.), акварель «Эмерик Гуттен Чапский»(худ. В.А.Бобров,1876г.) и многие др. Только портретов Петра I было 192, Екатерины II -150, Павла I – 64, Александра I-199, Николая I-43, а также Богдана Хмельницкого (1651), английская карикатура на Екатерину II и др.

В коллекции было собрано много родовых гербов, которые на протяжении столетий породнились с Гуттен Чапскими. Среди них гербы Радзивиллов, Пусловских, Конопацких, Обуховичей, Горских, Ржеусских, Плавинских, Липских, Мельцунских, Иодко-Наркевичей, Мецендорфов, Мельжинских, Жеусских, Тгун-Гогенштейнов и многих других.

Естественно, Э.Чапский не все вывез из имения Станьково. Он взял только те сборы и экспонаты, которые считал ценнейшими и к которым был больше привязан (особенно побор книг). Главным критерием стала возможность демонстрации в будущем музее широкой общественности в первую очередь экспонатов и предметов полонистики. Оставил же он в Станьково, вероятно, значительно часть своей библиотеки (понятно, на русском языке) и собрание гравюр российской тематики.

Кстати, в «Словаре нумизмата» Х.Фенглера, Г.Гироу, В.Унгера (М.,1982) на с.68 помещена статья о графе Э.Гуттен Чапском, где он назван «польский собиратель произведении искусства, и нумизмат» и далее «жил после ухода с государственной службы в России в имении Станьково под Минском, незадолго до смерти переехал в Краков». И далее: «Наряду с выдающимися произведениями национальной культуры Г.Ч. принадлежала также самая обширная коллекция польских монет и медалей (свыше 10000 экземпляров), описанная им в пятитомном труде, не утратившем своего значения и в наше время. (Каталог польских монет и медалей. Петербург, Париж, Краков, 1871-1916). Свою коллекцию Г.Ч. завещал краковскому Национальному музею». Не во всем можно согласиться с авторами «Словаря нумизмата», которые считают, что Э.Гуттен Чапский – «польский собиратель произведений искусства и нумизмат». Всю свою нумизматическую коллекцию (и не только её) Э.Чапский на протяжении десятилетий собирал в Российской империи, пользуясь своим служебным положением, и только «незадолго до смерти переехал в Краков». Отбирая в Краков коллекцию он разделили ее на две части: в Станьково, в Беларуси, оставил российские монеты, картины, медали, другие древние памятники, т.е. то, что было белорусское о российское, в Краков же вывез польское, польскую тематику.

Итак, чета Чапских «для спасения здоровья», как утверждала польская пресса того времени, находилась вместе со сборами в Галиции. В ноябре 1895 г. Э.Чапский заболел тифом. Болезнь приковала его к постели, но благодаря заботам жены и крепкому организму поправился. После болезни он начал интенсивно работать над подготовкой к печати каталога гравюр коллекции, готовил 5-й том каталога монет и медалей, одновременно пополнял свою коллекцию, для чего, рискуя своим здоровьем, ездил в польские города Коломыя, Новый Сончу, Иновроцлав. Умер Э.Чапский 23 июля 1896 г. Похоронен в Кракове на Раковицком кладбище около гробницы известного польского художника-живописца Яна Матейки (1838-1893гг.) А.Ельский в 1896 г. посвятил Чапскому брошюру-некролог.

Э.Чапский, будучи студентом, серьезно увлекся сбором древних предметов и вещей, главным образом монет. Тогда же, когда Э.Чапский занял государственную должность, он уже нечем не ограничивал своих увлечений. Этому во многом содействовали его частые служебные поездки, в основном в самые отдаленные места Российской империи. Часто он занимался обменом одних вещей на более ценные и интереснейшие с его точки зрения. Ряд золотых, бронзовых, железных и каменных предметов найдено при раскопках курганов, которые велись в окрестностях Станьково Э.Чапским. В 1874 г. Э.Чапский получил подтверждение в Российской империи графского титула Пруссии (1804 г.) с присоединением приставки фон Гуттен к своей фамилии, которая с этого звучала фон Гуттен Чапский.

На протяжении десятилетий Э.Чапский в своем родовом имении Станьково в новом дворце, который был построен им в 1861-1862 гг., сосредоточил древние вещи и предметы из разных отраслей человеческой деятельности. Со временем его ценнейшие сборы послужили предметом для научно-исследовательской деятельности изучению древностей в разных отраслей материальной культуры. Поэтому Э.Чапский сразу же обратил внимание на обработку экспонатов из своей коллекции. Для этих целей за советами ему приходилось обращаться ко многим специалистам в тех или иных областей знаний и науки. Используя личные средства Э.Чапский мог ассигновать значительные суммы на приобретения памятников древности. Из регистрационной тетради приобретений Э.Чапского следует, что только в 1884 г. им было куплено монет и медалей 10233 руб.

Во время археологических раскопок курганов в окрестностях имения Станьково Э.Гуттен Чапский находил монеты, другие предметы. В 1894 г. были найдены 2 монеты. Младшая из монет датирована 904 г. Это саманидский дирхем эпохи правления Саманидов во время царствования Исмаил Ибн Ахмада (892-907 гг.) (Любомиров П.Г.Клады дирхемов на территории Полоцкой земли. 1923; Марков А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). Спб.,1910). Э.Чапский собрал огромную коллекцию документов, книг, разных медалей, многочисленных предметов искусства и огромную художественную коллекцию «этрусских ваз».

Мода собирания всяческих памятников древности в ту пору не была такой популярной, как это было, например, в Западной Европе. В 50-60-х годах XIX в. коллекционирование было привилегией небольшой части представителей царской семьи, высших сфер аристократии. В коллекциях любителей того времени можно было найти интереснейшие редкие вещи.

Новый дворец, возведенный Э.Чапским, стал своего рода частным музеем, хранившим памятники седой древности, спасенные и приумноженные графом Э.Чапским. Дворец в Станьково до нашего времени не сохранился — был уничтожен в годы великой Отечественной войны. Но благодаря акварели Н.Орды «Пейзаж дворца Чапского в Станьково» (1876 г.), а также немногочисленным фотографиям, к сожалению, сделанным уже после смерти Э.Чапского, мы имеем первозданное представление о дворце.

Книги библиотеки Э.Чапского располагались в специально сделанных для них красивых дубовых застекленных шкафах работы местного столяра Пикулика. В шкафах были специальные выставочные витрины, где демонстрировались особенно ценные книги. Среди них известная Брестская библия 1563 г., собрание книг белорусского поэта В.Каратынского, автографы и рукописи А.Мицкевича, А.Ельского, Я.Тышкевича,С.Манюшки, Ю.Немцевича.,А.Одинца, рукописи А.Кобылинского. Кстати, часть этих книг и рукописей до начала первой мировой войны сохранялась в Станьково. Монеты и медали хранились в специальных деревянных шкафчиках, которые были украшены гербами рода графа Чапских, позднее – в приобретенных за 1600 руб. огнеупорных упаковках.

Кстати, ряд похожих на этот дворцов на окраине нашей бывшей родины, которую мы совсем недавно называли СССР, был по-варварски уничтожен и навсегда и навсегда забыт.

Автор текста — историк,краевед и публицист Валаханович Анатолий Иосифович

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Калюжный - автор идеи исторического блога czapski.by. Увлекается историей древнего рода Гуттен-Чапских.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *