Род Годуновых происходит от Татарского Мурзы Чета, крещеного в XIV в., основателя Ипатьевского монастыря, близ Костромы. На 9-й день после смерти Федора, Царица Ирина постриглась в инокини в Новодевичьем монастыре в Москве под именем Александры и передала правление Боярской Думе. Борис отличается чрезвычайною лживостью, отражавшегося во всех его поступках, он заключился в монастырь с сестрою, Дума посылала указы от имени Царицы Александры. Собранный Великий Собор выбрал отказывавшегося Бориса, и он 1 сентября 1598 г. венчался на царство. В первых годах своего царствования, чтобы привязать к себе народ. Борис осыпал все сословия щедротами. С Польским послом Львом Сапегой заключено перемирие на 20 лет. Борис отправил первых русских молодых людей учиться за границу. Он образовал особый отдел войск из иностранцев и покровительствовал Ливонцам, которым разрешил построить Протестантскую церковь в Москве. При нем учреждены первые кабаки и заведены казенная продажа вина. В 1600 г. стал в народе ходит слух, что Царевич Дмитрий, спасенный друзьями, проживает до сих пор; служащий в войске француз Маржерет слышал об нем и вероятно донес Борису; с этого дня характер Бориса изменяется, он делает свирепым, многих сослал и между ними Бельского и 4-х братьев Романовых, а 5-го постригли под именем Филарета в монастыре Антония Сийского; шпионство развилось до крайних пределов, последовали пытки и перемучено множество невинных людей. В 1602 г. постиг Москву страшный голод, усиливаемый плутовством чиновного люда, посланного раздавать пособия; вареное человечье мясо продавалось на Московском рынке; в одной Москве считают, что погибло 127,000 человек. Ненависть к Борису возрастала в народе. Комета явилась на небе в 1604 г., все ждали чего-то необыкновенного и в этом же году пленные Московские люди, отпущенные казаками, принесли весть, что Царь Дмитрий Иванович вскоре с казаками пойдет на Москву. Борис прятался от народа, пытки и ссылки умножались. 16 октября 1604 г. названный Дмитрий, с шайкой Поляков и Казаков, вступил в Московское государство, города сдавались ему один за другим, но от Новгорода Северского был отбит Вовеводой Басмановым, а 20 декабря одержал верх над Московским войском, предводительствуем Федором Мстиславским. Тогда Патриарх Иов издал грамоту с целью уверить народ, что названный Дмитрий есть бежавший в 1602 г. монах Гришка Отреньев, проклял его и предал Анафеме всех, кто называл его Дмитрием. В 1605 г. послано в Польшу требовать выдачи вора, поддерживаемого Мнишком и Вишневецкими, но его уже не было в Польше. 21 января 1605 г. Мстиславский с Шуйским разбили войска Дмитрия, и он ушел в Путивль, к нему однакоже со всех сторон стекались бить челом своему Государю, а Украинские города сдавались один за другим, Борис тогда послал монахов с ядом отравить злодея, но они ему в руки попались. 13 апреля 1605 г. скончался Борис, пострижен в схиму и погребен в Архангельском соборе. Народ Московский присягнул его 16-тилетнему сыну Федору и Царице Марии, но войско, увлеченное между прочим изменою Басманова, присягнуло Дмитрию, а Князь Шуйский, посланный делать розыск, когда Царевича не стало, из мести Годуновым, взведенный на лобное место провозгласил: «Борис послал убить Дмитрия Царевича, но Царевича спасли; вместо него погребен попов сын». Тогда послали выбранных людей пригласить Дмитрия, друзей Годуновых сослали, жену и сына Борисова удавили, вынули тело Бориса и вместе с женою и сыном похоронили в Варсонофьевском монастыре в Москве, одну Царевну Ксению оставили живою.