Главная > Гуттен-Чапские > Дворец-школа юных пограничников в Станьково

Дворец-школа юных пограничников в Станьково

Лесная оздоровительная школа для детей пограничников в Станьково (Дзержинский район). На снимке: внешний вид дворца-школы. Фото Л.Мазелева
Лесная оздоровительная школа для детей пограничников в Станьково (Дзержинский район). На снимке: внешний вид дворца-школы. Фото Л.Мазелева

В всебелорусской ежедневной рабочей газете «Рабочий» за 27 июня 1936 году была размещена интересная статья о лесной оздоровительной школе для детей пограничников которая находилась в Станьково, а размещалась школа во дворце Гуттен-Чапских.


Ниже публикуем статью написанную от С.Ратгауза о дворце-школе

ДВОРЕЦ-ШКОЛА ЮНЫХ ПОГРАНИЧНИКОВ

(Лесная оздоровительная школа-интернат для детей пограничников)

1. В БЫВШЕЙ ПАНСКОЙ УСАДЬБЕ

… Генерал был слишком уверен в себе. Черная, сверкающая золотом позументов форма его приподымала его в собственных глазах над всеми окружающими. Полновластным хозяином с неограниченными полномочиями чувствовал он себя в этих краях.

Выходя из своего дворца на крыльцо, он медлительно оправлял френч на плотной фигуре, расправлял усы, висящие как у Тараса Бульбы, и принимая эффектную позу, обозревал свои обширные владения. Недаром командует он отрядом польских улан!

Дворец графа Чапского — крупнейшего в округе помещика — все его 40 комнат, построенных и украшенных некогда даровыми крепостными архитекторами, с приходом польских войск опять был в его руках. Горя мстительным желанием вернуть себе все отнятое революцией, грозный пан не церемонился с крестьянами, забирал у них все, что попадало под гневную руку его. Потом, утомленный «трудами», уходил он в свою обширную библиотеку — в кабинет с широкими венецианскими окнами, где любил наслаждаться чтением. Все как будто было попрежнему. Но как-то не было уже прежнего покоя. Все кругом настойчиво напоминало о непрочности панского благополучия…

… Через пару месяцев, под напором героической Красной армии, навсегда исчезло из здешних мест панское угодье графа Чапского. Исчез и сам ясновельможный пан, а вместе с ним и прихлебатели его. «Гарун бежал быстрее лани» — написано в известной поэме Лермонтова. Быстрее лани бежал от вооруженных рабочих и крестьян ясновельможный пан Чапский… А лань, как известно из учебника зоологии, животное не из храбрых…

По ту сторону границы, во владении хищного пана теперь числятся земли польских крестьян и… бредовые мечты о прежней своей усадьбе. Несбыточные мечты!

Бывший же дворец вельможного пана лежит по эту сторону границы — в пределах Советской Белоруссии, там, где станьковские колхозники строят свою светлую, зажиточную жизнь. Близок пан-душитель, но спокоен и радостен труд колхозников — ведь живут они на границе великого Советского Союза, зорко охраняемой Красной армией — славными пограничниками.

Цветет дружба колхозников с пограничниками. Полна жизнь их в пограничном районе радостью социалистического труда, счастьем быть (вместе с пограничниками) в дозоре нерушимости границ великой советской родины.

Бывший графский дворец и парк вокруг него теперь поступили во владение радостной и шумливой советской детворы — детей пограничников. Здесь они отдыхают и учатся. Здесь их лесная оздоровительная школа.

2. ВО ДВОРЦЕ ЮНЫХ ПОГРАНИЧНИКОВ

Мы удаляемся от Минска и находим в «запретной зоне» чудесный дворец. Без возгласа искреннего восхищения никто не пройдет мимо этих мест. Каждая новая комната этого замечательного дворца, каждый уголок в парке вокруг него буквально поражают посетителей своей красотой!

… Минуя пограничные дозоры, в затихший дворец, в задумчивый вековой парк, на озере, в деревню Станьково пробирается весенняя, мягкая и темная, как бархат, ночь. Все вокруг засыпает под мягким шелестом черных крыльев ее. Спят все, кроме дозорных пограничников.

С наступлением темноты в пасеке, что у ягодника, в цветущем и полном запахами весны яблоневом саду начинают своя увлекательные рулады соловьи. Достоверно известно (а ночной сторож и садовод даже ручаются в этом), что в парке при школе состязаются три соловья, соперничающие в своем искусстве переливчатого пения.

Пока над дворцом раскинулась ночь, обойдем его многочисленные комнаты. В чистых, светлых дортуарах (спальнях) спят дети. Длинными рядами стоят здесь детские кровати и возле каждой из них на стуле аккуратным четырехугольным пакетом сложены синие платьица их — тут комната старших девочек. В соседней комнате, где спят младшие, такие же аккуратные пакетики. В следующих комнатах, в том же порядке, следуют дортуары для мальчиков — младших, старших. Тихо. Все спит.

В затихших пустующих классах— просторных комнатах с лепными потолками — безмолвные парты еще хранят отзвуки событий истекшего дня, дня школы-дворца, где сегодня живут и учатся 60 жизнерадостных детей пограничников…

Программа этой замечательной лесной школы — обычная программа советской школы, без скидки на необычную сказочную природу вокруг нее… И программа эта, конечно, проводится в жизнь, как и во всех других ваших школах. Но дети, учась, отдыхают здесь и укрепляют свое здоровье, как в санатории, пользуясь всеми благами восхитительной природы, получая вкусную питательную пищу и уйму развлечений вдобавок.

… Продолжаем нашу прогулку по ночному, заснувшему дворцу. В просторной, с высоким узорчатым лепным потолком, комнате отдыха чернеет замолкшее пианино. Ковры, портреты на стенах, радио, тут и там разбросанные безделушки — такие притягательные для ребенка, — все это теперь тонет в ночном полумраке. Но как ярко, весело сверкает все здесь днем!

Шумно и весело здесь днем! Днем нельзя пройти мимо этой комнаты, не остановившись, чтобы хоть немного послушать звонкое, задорное пение ребят или игру их на рояли. Захочется посмотреть и работу юных художников, вышивальщиц. Вот юные фотолюбители вместе с остальными ребятами выбрались на двор — в комнатах трудно проявить свои способности. Да и пейзаж восхитительный вокруг дворца так манит, что не удержаться ни юным фотографам, ни художникам — на двор, в парк, в лес!

Школа обогащается новым оборудованием. В комнатах бывшей графской библиотеки организуется физиотерапевтический и электрокабинеты. В парке при школе строятся физкультурные площадки, сооружаются беседки. Не узнать теперь бывшего панского дома!

После окончания учебного года здесь будет вдвое больше детей — 120 ребят будут здесь отдыхать летом. Много увлекательных развлечений ждут их здесь. 120 школьников —детей пограничников — проведут свои летние каникулы в этом замечательном детском санатории. А с наступлением осени 60 школьников вновь вернутся к занятиям в классных комнатах светлого дворца.

Лесная оздоровительная школа для детей пограничников в Станьково (Дзержинский район). На снимке: дети в классе на уроке арифметике. Фото Л.Мазелева
Лесная оздоровительная школа для детей пограничников в Станьково (Дзержинский район). На снимке: дети в классе на уроке арифметике. Фото Л.Мазелева


Лесная оздоровительная школа для детей пограничников в Станьково (Дзержинский район). На снимке: дети на уроке гимнастики в парке. Фото Л.Мазелева
Лесная оздоровительная школа для детей пограничников в Станьково (Дзержинский район). На снимке: дети на уроке гимнастики в парке. Фото Л.Мазелева

2. ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ. ЧУВСТВО ГРАНИЦЫ

Большинство детей, живущих в светлом дворце, родились на границе. На заставах, в комендатурах живут их родители. Десятилетняя Ляля Васильева — смуглолицая девочка о густыми черными бровями — все время живет на границах нашего Союза. Отец ее служил па латвийской границе, а сейчас он и Ляля живут па границе с Польшей. Геня Мартыненко тринадцатый день своего рождения встречает, как и прежние дни своего рождения, на границе. И Нина Лоцманова, и Валя Клочкова, и Лида Николаева, как и все остальные учащиеся этой замечательной лесной школы — все они родились и выросли на границе.

Близость границы выработала в детях замечательные качества. Они не болтливы, никто из них не скажет ничего лишнего. И каждый из них ясно представляет себе врага. Врагу нельзя верить. Даже если бы он угощал конфеткой. «Это он так хочет пройти к нам», — деловито сообщают они нам о таком неумном подходе к советскому ребенку. Нет, их, конечно, не проведешь! Юного нашего пограничника конфеткой не возьмешь!..

Память детей обогащена множеством интересных фактов. В беседе с нами каждый из них спешил рассказать о своем. Историй много, и любая из них увлекательней самой лучшей приключенческой повести. Увлекательнее потому, что автор всех этих историй — сама реальная жизнь…— Ведь все это так и было «на самом деле», —напоминают нам дети.

Леля рассказывает, как двое колхозников поймали четырех диверсантов. При этом она, как настоящий пограничник по деловому описывает, при каких обстоятельствах это было — в лесу или в поле, чем именно были вооружены враги. Лидии рассказ был о том, как крестьянин сопредельной стороны просил у нашего часового хлеба. А часовой молчал. —Он поступил правильно! — с жаром резюмируют ребята. Далее Лида вспоминает, как поймали шпиона. Володя сам видал, как разогнали группу крестьян, живущих на той стороне. Это было во время празднования у нас годовщины Октябрьской пролетарской революции.

И много еще других «историй» было в запасе у наших друзей—юных пограничников. Но разве все вспомнишь! И все то, что мы услышали на этом своеобразном утреннике воспоминаний, эти разнообразные и увлекательные «истории» ребят, все они говорили об одном. Они говорили о том, что у детей, твердо усвоивших, что враг, проникший на нашу территорию, приносит с собой опасность и наносит вред нашей родине, растет и крепнет прекрасное чувство советского патриотизма. Они большие патриоты своей социалистический родины — эти маленькие граждане великого СССР.

Дети наших рубежей прекрасно знают быт границы. Их альбомы для рисования пестрят рисунками на пограничную тематику. Тут и «Обстрел диверсантов пограничниками», лихие кони командиров, тщательно вычерченные пограничные столбы и т.д.

Работа в различных кружках школы расширяет горизонт детей. Свежий номер газеты с сообщениями о событиях в СССР и за рубежом ожидается всеми с большим нетерпением. Интересная книжка прочитывается «залпом». Великое множество самых различных вопросов вызывает у ребят такая прочитанная книга, вопросов, о которых надо обязательно поговорить с педагогом, хорошенько расспросить его о том, что неясно и т.д. В музыкальном кружке играют на гитаре, балалайке, на рояле. Среди ребят немало способных юных музыкантов.

***************

Так живут дети пограничников в замечательной лесной оздоровительной школе, скромно названной «Интернатом». Здесь они учатся и набирают сил и здоровья. Эта школа — прекрасный образец внимательного и заботливого отношения партии и правительства к нашим славным пограничникам, к их семьям, их детям.

Расположенная вблизи границы школа стала предметом заботы наркома внутренних дел Белоруссии тов. Леплевского. Тов. Леплевский приезжал сюда, когда на месте дворца здесь было еще полуразрушенное здание. Он внимательно следил, повседневно помогал в работе, торопя работников политотдела погранохраны Белоруссии с оборудованием этого дворца-школы. Тов. Леплевский приезжает часто к детям и сейчас, он заботливо следит за их учебой, бытом, за воспитательной работой школы.

Славные бойцы-пограничники, зоркие часовые нерушимых границ великой нашей родины, окружены любовью всех трудящихся. Они заслужили, чтобы их дети воспитывались в образцовом детском учреждении. И такое учреждение – оздоровительную лесную школу в светлом дворце, окруженным чудесным парком, они получили.

Дети бойцов-пограничников живут и воспитываются в превосходных условиях. Отцы их могут спокойно и зорко стоять на страже неприступных рубежей великого Советского Союза, страны социализма, страны счастливых тружеников и счастливой детворы их, страны, где живет великий Сталин.

На неточности в статье опубликованной в газете обратил Олег Игоревич Маслиев:

«Тем не менее, исходя из исторических сведений, можно найти и неточности в подаче материала, как то например представление читающей публике графа Чапского в виде генерала в чёрном мундире, украшенного россыпью золочёных пуговиц. По описанию личности усатого, как Тарас Бульба, графа, понятно, что речь идёт о Ежи фон Гуттен-Чапском, но как известно, Ежи не был генералом. Вероятно, для литературного слога рассказа, автором применён важного образ ясновельможного пана-генерала, эдакого кровопийцы, угнетателя и поработителя бедного крестьянского люда.

Вторая историческая неточность касается станьковского дворца, описываемого в конце статьи, как восстановленного из руин здания силами и тщанием Израиля Моисеевича Леплевскогоруководящего сотрудника органов ОГПУ-НКВД СССР, комиссара Государственной безопасности 2-го ранга, начальника Особого отдела ГУГБ-НКВД СССР, народного комиссара внутренних дел Украинской ССР, который в последствии в 1938 году был расстрелян и признан неподлежащим реабилитации. А тогда, в момент написания этого репортажа в газету, И.М.Леплевский был ещё очень высокой фигурой на политической арене молодого Советского Союза. Вот и льстили ему благозвучными отзывами во всех газетах, создавая имидж образца офицера СССР. На самом же деле, Леплевский не восстанавливал станьковский дворец из руин, так как руин дворца не было. Здание было добротное, но не было приспособленным под нужды школы-интерната. И для приспособления бывшей графской резиденции под школу-интернат понадобилась реконструкция здания с перепланировкой и нарезкой новых комнат в просторных залах дворца.

Что же касается описания помещений бывшей графской библиотеки, приспособленной под физиотерапевтический и электрокабинет — речь идёт о графском павильоне «Скарбница», находящимся на расстоянии 60 метров от дворца. Как известно, в «Скарбнице» ранее размещалась графская библиотека в двух залах, расположенных один над другим. Вот и приспособили первый этаж под физиотерапевтический кабинет, а второй этаж под электрокабинет, в который входила линия электропередачи над балконом и над которым возвышался огромный шпиль молниеотвода, приспособленный под молниеловушку для аккумулирования энергии в целях лабораторных испытаний.»

Источник: Всебелорусская ежедневная рабочая газета «Рабочий» за 27 июня 1936 году № 142
Орфография автора газетной статьи сохраняется

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Калюжный - автор идеи исторического блога czapski.by. Увлекается историей древнего рода Гуттен-Чапских.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *