Молодой человек, названный Димитрием, явился с начала в Киеве в монашеской одежде, жил и учился в Гоще на Волыни в Арианской школе, основанной братьями Гойскими, отсюда в 1603 г. вступил в число челяди Князя Адама Вишневецкого и здесь объявил о себе, что он Царевич Димитрий, потом поехал к брату Адама, Князю Константину Вишневецкому, который привез его к своему тестю Юрию Мнишку, Воеводе Сандомирскому, где молодой человек влюбился в одну из дочерей Юрия – Марину. В 1604 г. привезли его в Краков, окружили его Иезуитами, которым он обещал ввести римско-католическую веру в Московское Государство, как получил престол. Король Сигизмунд III допустил его к себе и назначил годично 40,000 злотых на его нужды. С него взяли условия, что возвратить Польше Смоленск и Северскую землю, а Мнишку обещал жениться на Марине, записать ей Новгород и Псков и заплатить его долги; но Ян Замойский не допустил Короля явно признать и помогать ему. Димитрий написал грамоты Московскому народу и с 5,000 войска двинулся к Московским пределам. Чернигов, Моравск и многие другие города сдались ему в 1604 г., тогда набралось у него до 15,000 войска, но разбить под Севском, бежал в Путивль, где пробыл 3 месяца и куда со всех сторон России к нему стали стекаться. Когда же в Москве проклинали Гришку Отрепьева, он показывал лицо, называемое Григорием Отрепьевым; это убедило народ, что он настоящий Царевич. В мае 1604 г. войско и Воеводы, стоящие под Кромами присягнули ему, Димитрий двинулся в орел и Тулу, где встречен был с хлебом-солью, в Москву послал грамоты, бояре братья Шуйские и Мстиславский прибыли в его стан и присягнули ему. Во главе их он двинулся к Серпухову, где давал первый пир и тут узнал о смерти Годуновых. В Коломенском была ему почетная встреча, а 20 июня 1605 г. происходил торжественный въезд его в Москву. Не красив, но статен *. На кремлевской площади ожидал его духовенство с образами, но тут уже монахи заметили, что он прикладывается к образам не так как бы это делал природный русский человек. Он плакал над гробом Грозного. На лобном месте Богдан Бельский снял с груди образ Св. Николая и целовал перед народом в том, что прибывший Царевич истинный сын Ивана Грозного. Димитрий немедленно послал за матерью инокиней Марфой. Едва прошло несколько дней и уже Басманов поймал купца и торговых людей, которые показали, что Князь Василий Шуйский желает вооружить народ против Царевича, который не кто иной, как Гришка Отрепьев, подосланный Сигизмундом. Царевич отдал тогда Шуйских под суд, который Василия приговорил к смерти, а братьев к ссылке; но Димитрий остановил палача присланным вестовым и сослал Василия в Вятку, а народу показывать велел Гришку Отрепьева. 18 июня Димитрий в виду всего народа бросился в объятия матери. При встрече в селе Тайнинском, шел пешком подле кареты и поместил ее в Вознесенском монастыре. 30 июня новый Патриарх Игнатий венчал Димитрия на царство, посыпались милости: Филарет Романов сделан Ростовским Митрополитом, Шуйские и Годуновы возвращены из ссылки. Царь решил царствовать милосердием и щедростью, так что Англичане того времени замечают, что первый Государь в Европе, который сделал свое государство до такой степени свободным. Боярскую Думу преобразовал в Сенат и сам ежедневно в нем присутствовал, изумляя думных людей быстротой своего соображения, заходил в мастерские, разговаривал на улицах с народом, заохочивал своих подданных к чтению, просвещению и веротерпимости. Домашний его Секретарь Бучинский был протестант. Монахов ненавидел, приказал сделать опись монастырским имениям и тем себе нажил непримиримых врагов в Духовенстве; благодаря свободе торговли все в Москве подешевело. Димитрий не расположен был сдерживать данные им обещание Польше и Иезуитам, послу Сигизмунда III – Гонсевскому отказал в отдаче русских земель и в его требовании завести Иезуитов в ущерб православной вере, но любил веселую жизнь и забавы: за обедом гремела у него музыка, падок был на женщин и имел отношения с несчастной Ксенией Годуновой, которую вскоре отвезли во Владимир и постригли под именем Ольги. (Она умерла в 1622 г. в Суздале и похоронена рядом с отцом и матерью в Тройцком Монастыре). Димитрий отправил в Краков послом дьяка Афанасия Власова, который совершил за него акт обручения с Мариной Мнишек, в присутствии Сигизмунда. Между тем в Москве Князь Василий Шуйский был во главе заговора против Царя и возбуждал ропот тем, что Царь жалуется иноземцев, не соблюдает постов, ходит в иноземном платье и хочет обобрать монастыри; стрельцы решили в 1606 г. убить Царя и проникли во дворец, но семерых поймали и выдали народу, который их разорвал в клочки. 24 апреля 1606 г. прибыл в Москву Мнишек с дочерью, толпою знатных Панов и их челядью (до 2,000 человек). 8 мая Марина была коронована Царицей и вслед затем совершилось бракосочетание. Князь Мстиславский в дверях осыпав новобрачных золотыми деньгами, из богатой мисы, кинул гражданам червонцы и медали с изображением двуглавого орла, всех предались пирам, Царь танцевал, и пьяная челядь вела себя нагло по домам Московским жителей: надо заметить, что большая часть этих пришельцев считались Полякам, а были Русские, даже православные, как большинство жителей южных, буйных окраин Польши. Благочестливых Москвичей, привыкших видеть нравственное достоинство в одном только монашестве, соблазняли эти пиры, игры и забавы. С 12-го на 13-ое мая Василий Шуйский собрав к себе заговорщиков решил отметить дома, в которых живут Поляки и ударить в набат. Царю донесли 16-го о заговоре – не поверил, а 17-го ударили в набат, открыли тюрьмы, роздали топоры и Шуйский верхом кричал: «Литва хочет убить Царя». Народ бросился убивать Поляков, а сам Шуйский с заговорщиками поехал в Кремль, вломились во дворец, Димитрий выскочил в окно с высоты 30-ти футов и лишился чувств; заговорщики окружили его начали бить и ругаться над ним, а Григорий Валуев застрелил его из ружья, веревками труп потащили к Марфе, которая сказала тогда «он не мой сын»; оставили его два дня на Красной площади, толпа ругалась над ним и бросила его в общую яму; но вдруг по Москве начал ходить слух, что мертвый ходит, тогда вырыли тело, сожгли его пепел, всыпав в пушку, выстрели в сторону, откуда пришел в Москву. Ныне доказано, что названный Димитрий не царевич и не Григорий Отрепьев, вероятно эта была личность, подставленная Русскими боярами, бежавший при Грозном и при Борисе на Литву или же Мнишками и Вишневецкими, но считавшие себя призванной свыше управлять Московским Государством.