Сейчас самое время отложить в сторону генеалогию и прогуляться по улицам Минска, где нас ожидают интересные встречи со старшим сыном Эмерика – «мэром» столицы Минской губернии Каролем Гуттен-Чапским…
Пройду по Губернаторской, сверну на Магазинную…
Полное его имя – Кароль Ян Александр. Когда он заступил на должность городского головы – главного лица в иерархии исполнительной власти в Минск, ему было 30 лет. К тому времени Кароль уже закончил немецкую гимназию в Петербурге и Дерптский (ныне — Тартуский) университет со степенью кандидата политической экономии и статистики. Его служебная карьера началась в городе, который обладал крупнейшим в Беларуси городским бюджетом (чистый годовой доход от хозяйственной деятельности и налогов составлял около 350 тысяч рублей), занимал 19-е место среди городов России с числом жителей более чем в 50 тысяч человек (в нем было около 90 тысяч жителей) и уже тогда недвусмысленно претендовал на то, чтобы стать столицей Беларуси. Разве можно было желать лучшей стартовой площадки для осуществления амбициозных планов отлично образованного молодого человека, да к тому же наделенного от природы вулканическим предпринимательским темпераментом?!
Кароль Чапский поистине фонтанировал идеями. «Окультуривание» города дало о себе знать во многих крупных, инициированных им проектах, как-то: открытие в 1892 году трамвая на конной тяге (конки), через три года – электростанции, еще через год – телефонной станции общего пользования – первой в Беларуси. А кроме того, при нем появились пивзавод, ломбард для малоимущих, странноприимные дома, госпиталь, амбулатории, электрическое уличное освещение, мостились улицы, основывались одно за другим благотворительные общества… Всего, по правде, не перечесть! Не случайно современники характеризовали его как человека «исключительных способностей, энергии и инициативы, широких взглядов, человека труда и сил необычайных», который дотошно вникал во все подробности дела, не считаясь ни со временем, ни с собственным здоровьем, ни с погодой, ни с порой года, когда «следовал конно на службу».
Действуя с таким брутальным размахом, молодой граф не избежал обвинений в финансовых злоупотреблениях, адресованных даже не столько ему самому, сколько разжиревшим на сомнительной торговле городскими землями и на бюрократической казуистике делопроизводства минским чиновникам. Развязка наступила в 1901 году, когда Кароль, вопреки воле Минской думы и хмурившихся представителей царской власти, переизбранный на пост городской головы, покинул свою должность.
Женившись на Леонтине Марии Пусловской из не менее знаменитого в Беларуси, но уже на Слонимщине, рода крупных землевладельцев, фабрикантов и меценатов, он оставил после себя двух сыновей и двух дочерей. Кароль ушел из жизни в 44 года, сгорев подобно свече – ярко и быстро… Его останки были перевезены из Франкфурта – на – Майне (там он скончался от туберкулёза) в Станьково – туда, где родился и где навсегда упокоился в семейной каплице…
Плоды его рук можно увидеть, к счастью, и сегодня. Это — сохранившиеся в Минске здания электростанции, городского театра и пивзавода. Как поживают они в настоящее время? Электростанция заработала в Минске 12 января 1895 года, и первыми были освещены улицы Петропавловская (ныне Энгельса), Преображенская (Интернациональная), Губернаторская (Ленина), Захарьевская (проспект Независимости). Расположилась электростанция на правом берегу Свислочи, напротив Губернаторского сада, в котором в конце лета 1901 года проводилась огромной важности для города и всего Северо-Западного края выставка, приуроченная к 25-летию основанного Каролем Чапским Минского общества сельского хозяйства. На юбилей съехались предприниматели из десяти губерний Российской империи (!), демонстрируя семьсот экспонатов, среди которых были и те, что представили Кароль Чапский и его брат Юрий, возглавлявший распорядительный комитет выставки… Сегодня в здании электростанции располагается унитарное предприятие республиканского Министерства спорта и туризма «Белспортобеспечение» (проспект Независимости, 32б).
Театр начали возводить в июне 1888 года по проекту архитекторов К. Введенского и К. Козловского. Дело шло ни шатко, ни валко – денег явно не хватало. И тогда Кароль Чапский, к тому времени уже градоначальник, решил продать купцу Роговому на сруб лес, принадлежавший городской управе. Вырученные деньги с дополнительными субсидиями и пожертвованиями были вложены в строительство, и благодаря энергичным заботам Чапского театр открылся 5 июня 1890 года драматическим спектаклем «Сфинкс» О. Фелье в исполнении любителей. А свой первый сезон он начал 9 сентября 1890 года спектаклем «Злоба дня» Н. Потехина.
С 1920 года в этих стенах (улица Энгельса,7) разместился Белорусский государственный театр, которому в 1944 году было присвоено имя Янки Купалы, а в 1955 году – звание академического. Подмостки Национального академического театра имени Янки Купалы – так звучит теперь его широкое известное имя – видели и слышали блистательных актеров: в музее театра развернута поистине звездная галерея их сценических портретов. А сколько знаменательных для судеб Беларуси событий происходило здесь!
Наконец, пивзавод. Чапский в 1894 году приобрел ранее существовавшее на этом месте здание, расширил его и значительно модернизировал. Так, графу Чапскому удалось оснастить завод паровым двигателем и более совершенным оборудованием, была установлена телефонная связь между его домом на Преображенской улице и пивоваренным заводом. Пиво выпускалось по немецкой рецептуре. Через четыре года завод был продан купцам братьям Леккертам. За 145 лет существования предприятия сменилось много названий: «Богемия», пивзавод «Беларусь», а сейчас ОАО «Пивзавод Оливария», но заложенные некогда традиции позволили сохранить качество выпускаемого пива неизменно высоким. Бережно и с особым вниманием относятся сейчас к старинным зданиям, сохранившимся еще со времен графа Чапского, фасады которых – архитектурные ценности XIX века. Сейчас на заводе полностью обновлено оборудование, выпускается 14 сортов пива на разный вкус и часть премиальных сортов разливается в традиционные бутылки с рельефным логотипом.
«Было», «казалось» … Унылая череда глаголов в прошедшем времени. Если бы хоть один-единственный глагол обозначил наши конкретные усилия по увековечению памяти бывшего «мэра» Минска! Например, в названии улицы или площади, да не на окраине города, куда у нас по давней советской привычке «ссылают» героев дореволюционной поры, а в центре. Ведь улица имени Карла (Кароля) Чапского уже была в Минске — в его честь в 1910 году тогдашние губернские власти переименовали Михайловскую (ныне Кирова) улицу. Дождемся ли ныне? …
Однако продолжим наш путь по Минску и, следуя от пивзавода по бывшей Александровской (теперь Максима Богдановича) улице, попадем на Немигу, а оттуда двинемся по направлению к бывшему Койдановскому тракту. В итоге вскоре окажемся на Брестском шоссе – оно-то, за кольцевой дорогой, и подведет нас вплотную к деревне Волчковичи, что прильнула к берегу водохранилища Птичь, именуемого еще и Волчковичским. (В последнее время в некоторых источниках по неведомым причинам Волчковичи явочным порядком сделали Волковичами. Хоть и выпала всего одна буква «ч», но все-таки интересно: а понравился на их «волчью» природу со стороны глуховатых потомков?)
Варавва А.Г. «Станьковский ключ графов фон Гуттен-Чапских, или Урок старого вяза»