Главная > А.Т. Федорук > Старинные усадьбы Минского края: усадьба Прилуки

Старинные усадьбы Минского края: усадьба Прилуки

Усадьба известна по Инвентарям 1651 и 1772 гг. До 1740 г. в Прилуках существовал православный монастырь, построенный в 1635 г. Анной Тышкевич с благословения киевского митрополита Петра Могилы. Достоверных сведений о монастыре не имеется, в связи с чем он овеян легендами. Известно только, что в монастыре было двухэтажное каменное здание, квадратное в плане, которое называлось “каменным домом “. Поэт А.Одынец в балладе называет его “заколдованным замком”. Владельцами имения являлись Стеткевичи, Огинские, Ивановские. После смерти М.Ивановского имением владела его вдова Магдалена, урожденная Прушинская. В 1805г. оно перешло дочери Людвике. Вскоре как приданое Людвике имение переходит Франтишку Ошторпу из Дукоры. Он заключает контракт с мешанином Савелием Улазневым (из Черниговской губернии) на работы по восстановлению каменного дома бывшего монастыря. Афтанази полагает, что это был дворец Стеткевичей или Ивановских.

После смерти Леона работы продолжает его сестра Людвика, которая вскоре стала женой известного агронома минского маршалка Оттона Горватта. С Горваттами связана эпоха больших преобразований в усадьбе. Бывший “заколдованный замок” превращается в великолепный неоготический дворец. Большая усадьба ставилась при старом “екатерининском тракте”, который полукругом окаймлял её, спускаясь к Птичи. Усадьба формировалась в духе романтизма, точнее, уходящего романтизма. Его проявлению благоприятствовали легенды о былом замке, о якобы захороненной живьём девушке-служанке, а также руины и сооружения прошлых веков. Подчеркнутое внимание к прошлому проявилось в освоении форм псевдоготики, идеализации средневековья, увлечении историческим материалом, экзотикой, углублением в символизм и декоративность. Старое здание бывшего монастыря укрепляется многочисленными башнями, украшается крепостными зубцами, башенками. Строятся неоготическая башня с часами, китайская беседка, декорируются башенками здания официны, оранжереи, конюшен. Включаются в парковый пейзаж мельница, мост на Птичи. Старый итальянский парк был также поглощён новым романтическим. В 1872 г. Прилуки приобретает граф Эмерик Гуттен-Чапский. В 1886 г. дворец частично сгорел. В замок, обновленный «по образцу старого”, переезжает молодой граф Юрий Чапский, взявший в жёны Юзефу Каролину, дочь гофмейстера австрийского императорского двора. Юрий Чапский возглавлял Общества сельского хозяйства Минской губернии и Красного Креста. Его собственностью имение стало позже – в 1894 г., когда его отец Эмерик собрался выехать в Краков. После 1917 г. наследники Юрия переехали в Польшу, а потом в Рим.

Его сын Эмерик во вторую мировую войну находился в рядах Сопротивления, был награжден орденом Почетного легиона, освобождал Париж. В конце 80-х годов прислал в Национальный художественный музей Республики Беларусь гравюры с видами Минска, выполненные в 40-е годы XIX в.; дочь Мария – писательница, автор книги “Европа в семье”.

Дворец являлся главной архитектурной и исторической доминантной усадьбы. Исследователь Т.Ярошевский считал его наиболее типичной неоготической резиденцией XIX в. в Беларуси. Здание двухэтажное, с низким цокольным этажом, со сводчатыми перекрытиями. По углам расположены двухъярусные шестигранные декоративные башни. Первые ярусы башен имеют горизонтальную рустовку, верхние – зубчатое завершение. Многочисленные при декоративные башенки утеряны ещё Э.Чапском. Парадный фасад выделен широким ризалитом и в центре на двух уровнях лоджией с проемами в виде килеподобных арок. Завершается ризалит аттиком, декорированным сложной по форме нишей. На парковом фасаде двухэтажный ризалит, к которому пристроена полукруглая терраса из бутового камня с двумя лестницами. Лестницы связывали покои дворца с парком. Оконные проемы на первом этаже лучковые, на втором полукруглые. Высокий цокольный этаж оштукатурен под рустованный камень.

После 1886 г. к левому торцовому фасаду пристраивается одноэтажный объём со столовой и оранжереей, позднее к нему добавляется двухэтажный Г-образный в плане корпус, а к правому фасаду – трехэтажная башня со стрельчатыми окнами и низкой шатровой крышей. Интерьеры дворца были оформлены сравнительно скромно. Красивым узором выделялся паркет. Имелось не много лепнины на потолках в парадных комнатах.

 

«Прилуки в 16 верстах от Минска, — местности, замечательная своею древностью, — некогда Вотчина Огинских. Здесь были две православные церкви, Троицкая и Успенская, где хоронились Огинские, некоторые из рода князей Вишневских и Стеткевичей. Потом Прилуки перешли Ивановским. Здесь находился Воспетый в балладе известного польского поэта А.Одинца заколдованный замок. По женской линии имение перешло от Ивановских к Ошторпу, долгое время бывшему минским губернским предводителем дворянства. Ошторп был прекрасный человек, хлебосол. В другом его имении Дукоре, у него был театр, картинная галерея, и здесь гости пировали целые недели. Когда Ошторп умер, польский поэт — юморист Легатович, никого не щадивший в своих язвительных эпиграммах, написал следующие два стиха:

Смерть Ошторпа в Дукоре зроби змяния знатным.

Панове пить, пжестанон, хлопа есть затнон.

Прилуки достались известному агроному Оштону Горватту, за которым была дочь Ошторпа. Горватт из заколдованного замка устроил великолепный дворец в готическом стиле.»

Адам Киркор.

 

Обстановка в комнатах была новой, кроме некоторой мебели. В столовой размещался дубовый гарнитур, обтянутый кожей, стояли красивые шкафы (два гданьских и один голландский) и два гданьских сундука. Салон хозяйки украшал гарнитур в стиле Людовика XV. На старом серванте стояли бюсты времен Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Вообще произведений искусства в отличие от главной станьковской резиденции здесь было немного. В составе приобретений Юрия Чапского имелись портрет Станислава Августа Понятовского (художника Лампи), семейные портреты (Фабианны из Обуховичей, Эмерика Чапского) и миниатюры XVIII и первой половины XIX в., работы Яна Матейки, Генриха Вейссенгофа, Петра Стахевича, Юлиуша Коссака, часы Булле, серебро и саксонский и французский фарфор XVIII в., два фортепиано Бехштейна. На первом этаже в шкафах размещалась библиотека в несколько тысяч томов, в основном на французском, английском и немецком языках. В специальных ящиках в сверне хранился архив. Книги имели экслибрис “Georgius Comes Hutten – Czapski” и герб Лелива. Наиболее ценные предметы в 1914 г. были помещены в Минский банк и в основном пропали, но кое-что попало в Варшаву.

Дворец в Прилуках. Рисунок Н.Орды
Дворец в Прилуках. Рисунок Н.Орды.

В основу планировочного решения парадной части парка положен принцип светового контраста. От въездной брамы к дворцу ведет длинная аллея шириной 8 м. Её длина равнялась 365 шагам, соответствуя числу дней в году. Деревья, посаженные через 1 м, смыкались кронами, образуя высокий коридор с зелёным сводом, которому противопоставлен большой светлый партер. От старой липовой аллеи сохранились шесть лип. Молодые липы в аллее достигают 16-19м, но посажены значительно реже, чем 6м. Въездная брама оформлена шестью слегка граненными пилонами, завершающимися шарами. Ширина главного пролёта 3 м, боковых – 1 м. Высота пилонов 2,2 м. Более высокие боковые пилоны смещены в сторону.

Партер имел традиционный круг с высокой клумбой, оформленный агавой в центре, ковровыми многолетними и однолетними растениями. Фланкировался одиночными деревьями (клён остролистный, лиственница европейская) и был декорирован штамбовыми розами. Современная планировка регулярная. По-прежнему в центре клумба, на ней фонтан. Между секторами рисунка асфальтированные дорожки. В оформлении партера использованы хвойные породы и ива. Первую пару кулис, симметрично расположенную по отношению к оси, образуют ива белая ’Chermesina’, ель колючая и пихта одноцветная; вторую – три ели. Вдоль оси дворца клумбу обрамляет формованный ряд кизильника блестящего. Разросшиеся хвойные деревья явно перегружают партер.

Около партера, подчеркивая его справа, располагалась 30-метровая четырёхъярусная (квадратная у основания) неоготическая башня с часами. Нижний ярус (её постамент) был широким и массивным, имел остроконечные готические проёмы и плоскую крышу, служившую террасой. Четыре угла террасы были отмечены невысокими квадратными башенками. Второй ярус (четверик), значительно меньше площади, имел три готических проёма. Следующие два яруса были восьмериковые. Последний (четвертый) завершался высоким шатром со шпилем и флюгером. Средний ярус с часами окружала галерейка. Башня была окрашена в белый цвет и называлась “часовней”. Имела декоративное значение, являясь выразительной доминантной ансамбля, вызывала ассоциацию с временами средневековья и одновременно выполняла утилитарное назначение (подвальное помещение “часовни” служило складом для льда.

Панорама усадьбы Прилуки. Рисунок Н.Орды.
Панорама усадьбы Прилуки. Рисунок Н.Орды.

С противоположной стороны парадной части усадьбы размешался флигель с готической башней, каменный двухэтажный. Его окружали две конюшни и два сарая для экипажей. Конюшни теперь используются под жильё. Через небольшую браму, оформленную тремя пилонами, аналогичными по форме пилонам въездной брамы, но меньших размеров, дорога вела в южный дворик, занимавший юго-восточную часть перед водоёмом. Здесь стоял двухэтажный с башней флигель: в нем помешались кухня, прачечная, тринадцать жилых комнат два погреба. За флигеля ближе к водоёму находилась оранжерея «…длиною 22 сажени, с виноградом и другими редкими деревьями, крытая гонтом, с двумя башнями, из которых в одной – помещения для садовника, а в другой стеклянная беседка, занятая садоводческими инструментами, наверху оной деревянный голубятник столярной работы…»

Фундамент оранжереи ещё частично сохранился в земле. Общий вид постройки передаёт акварель Н.Орды, а более детально представляет одна из фотографий XX в. Вытянутое сооружение состояло из нескольких объёмов различной конфигурации и высоты, украшенных небольшими башенками. Парадный двор и въездную аллею окружал парк. Он спускался вниз по склону вплоть до тракта. Небольшие древесные группы сочетались с открытыми полянами. В группах с местными видами (клён, берёза, осина, липа) использовались интродуценты (гордовина, боярышник мягковатый, спиреи, чубушники). С западной стороны аллеи располагалась теннисная площадка. Состав насаждений изменился особенно вдоль аллеи. Сейчас получили развитие тополь белый (отпрыскового происхождения) и берёза. Она доминирует, образуя живописные небольшие, но плотные группы на газоне. По склону от парадного двора продолжают расти в виде массива старые деревья клёна, липы, дуба.

В основу композиции за дворцовой части парка положен принцип дальних перспектив на террасы, пойму реки и окружающие ландшафты. Пейзажные композиции наложились на старый террасный парк. Эта часть парка в отличие от других террасных парков Беларуси асимметрична, террасы разновелики и с разными перепадами высот, что определяло яркость, выразительность восприятия рельефа. Первая терраса, слегка понижаясь, находит на вторую и третью террасы, закрывая их с западной стороны. Вторая терраса охватывает первую, простираясь у её подножия с восточной стороны. Первую террасу у дворца занимал небольшой парковый партер. Её высокий (до 8 м) очень крутой склон имел мраморную лестницу, был покрыт газоном и декорирован по гребню рядовой посадкой сирени обыкновенной сортовой. Край гребня имел полукруглый выступ по оси здания аналогично полукруглый выступ по оси здания аналогично полукруглый террасе. Теперь весь склон покрыт подростом разных пород, закрывающим здание дворца. Перепады между второй и третьей и четвертой террасами составляют 1,5-2 м. Вторая и третья террасы узкие (соответственно 40 и 30м), с боковых сторон были фиксированы линейными посадками ели и лиственницы европейской, подчеркивающие ось перспективы. По краю третьей террасы недалеко от оранжереи возвышалась башня на манер китайских беседок, служившая доминантой этой части усадьбы.
Последняя четвертая, терраса самая широкая, занимает непосредственно пойму реки. Ось перспективы завершается водной системой, включающей отводной канал и два водоёма, парковый и мельничный. Здесь размещались купальня, здания двухэтажной деревянной водяной мельницы с жилыми комнатами, а западной стороны – мост через Птичь. Сооружения служили акцентами дальних перспектив от дворца.

Усадьба Прилуки. Рисунок Н.Орды.
Усадьба Прилуки. Рисунок Н.Орды.

Акцентом ближней перспективы была старая каплица. Её расположение не установлено. На рисунке Орды каплица находилась за дворцом на склоне террасы ближе к оранжерее. Мария Чапская, дочь Юрия, в своих воспоминаниях писала, что каплица стояла на гребне откоса и была обращена в сторону гостинца, за которым на Лысой горе располагалась старинная униатская церковь. По преданию, около церкви имелись древние могилы, а весной место покрывалось цветущей сон-травой. И был здесь ещё когда-то подвесной мост, соединяющей гребень террасы с Лысой горой. Об этом свидетельствовали запомнившиеся Марии два больших бело-черных обработанных камня.

Пруды давно спущены, на их месте луг, но общие контуры водоёмов прослеживаются. Хорошо выражены начало отводного канала, по которому со стороны моста поступала вода, и дамба, разграничивающая водоёмы и сплошь поросшая бузиной. Сохранились старинные ивы, которые указывают берега водоёмов. Приподнятый коренной берег отделял водоёмы от русла быстрой полноводной Птичи. Вдоль реки развился сплошной ольс с одиночными деревьями ясеня. С поймы хорошо просматриваются террасы. Террасированностью подчеркивается высота холма, на вершине которого возвышается основная доминанта – дворец.

С восточной стороны парка за межморенным понижением на возвышении располагался оригинальный комплекс производственно — хозяйственных построек, созданный на базе имения для переработки сельскохозяйственного сырья. Он заключил спиртзавод и пивзавод, амбар, флигель и другие сооружения.

Здания построены в духе дворцового ансамбля в псевдоготических формах. Имели богатый декор в виде ризалитов, башенок, аркад. Хлебный амбар – кирпичное оштукатуренное одноэтажное прямоугольное в плане(16х32 м) здание на высоком цоколе со сводами. Главный фасад выделен аркадой с шестью арочными проемами. По бокам здания симметрично выступают два ризалита с прямыми окнами, завершенные высокими фронтонами с круглым окном в центре. К дверям через аркаду ведут настилы – подъезды. Построен в 1871 г. Огромные сводчатые подвалы его служили ледовней.

Прилукская усадьба считалась одной из наиболее красивых на Минщине. Она была своеобразным культурным центром, где собирались литераторы, музыканты, артисты. Неоднократно здесь бывал Чеслав Монюшко с сыном Станиславом, дважды гостил Наполеон Орда. В 1876 г. художник запечатлел усадьбу с парадной и парковой сторон, показав в романтических чертах и не только замок на возвышенности, но и малые архитектурные формы. Усадьба сохранилась частично. В 1959 г. по проекту архитектора Е.Тюкова восстановлен дворец, в 1993-1995 гг. – жилой флигель, спиртзавод и пивзавод. Усадьба является ценными памятником архитектуры и садово-паркового искусства.

Анатолий Федорук «Старинные усадьбы Минского края».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Калюжный - автор идеи исторического блога czapski.by. Увлекается историей древнего рода Гуттен-Чапских.

1 комментарий

  1. Мне сайт понравился. Отличная работа.Наконец появился достойный материал, на который можно ссылаться. Готов сотрудничать. Директор местного историко-культурного фонда «ЛЕЛИВА» -Иван Гордиевский.
    Фондом «ЛЕЛИВА» разработан концепт-проект по сохранению историко-культурного наследия и развитию въездного туризма: «Культурное наследие страны-достояние Мира».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *