Имение известно с конца XV в. Согласно Инвентарю 1588 г., входило в состав имений Койданово и Рубежевичи. Принадлежало Дорогостайским, в XVI в.- Радзивиллам. В XVIII в. стало собственностью княгини Вероники Радзивилл, одной из пяти дочерей Михала Казимира Рыбоньки, которая была замужем за Франтишком Чапским. Во второй половине XVIII в. имение становится собственностью Гуттен-Чапских. Усадьба в Станьково (Дзержинский район) формировалась на сравнительно ровной террасе ручья Рапуса с небольшим уклоном в сторону поймы, ограничивающей парк с южной стороны. Она создавалась в духе прошлых стилей. В её композиции, в малых архитектурных формах, характере водной системы прослеживается подчёркнутое внимание к ушедшей эпохе романтизма.По выражению А.Валахановича и А.Кулагина, архитектором создан романтический образ феодальной усадьбы, навевающей ностальгические воспоминания о далеком прошлом, с которым связывалось представление о благополучии, героизме и даже своеобразно понятой демократии и свободе. Усадьба площадью около 15 га включала каменный дворец, кухонный флигель, «скарбчик», парк с водной системой, каплицу, жилой флигель, кирпичный амбар, четыре въездные брамы, хозяйственный двор, оранжерею, теплицы. К ней примыкали большие фруктовые питомники. Ежегодно в конце XIX в. питомниками продавалось около четырех тысяч саженцев плодовых деревьев. Из теплиц на рынок в Минск поступали высококачественные ананасы. В имении имелся племенной завод, в котором разводились коровы швицкой, тирольской и голландской пород, овцы, собаки. В 1883 г. на сельскохозяйственной выставке в Минске за породистый молочный скот граф получил золотые и серебряные медали. Высоким качеством отличались экспонаты имения на выставке 1901 г.
Дворец построен в 1861-1862 гг. на месте снесённого старого дома начала XVIII в., занимал возвышенную часть усадьбы с открытой южной панорамой в сторону поймы. Судя по фотографии, здание имело сложную композицию. Центральная часть его была двухэтажная, боковые объёмы — одноэтажные, крыша плоская. Тыльный фасад был выделен ризалитом и алькежами. Кроме того, имелась большая терраса, выложенная из чёрных и белых мраморных плит. По высказыванию Юзефа Вейссенгофа, который дружил с Чапским, дом был построен Эмериком для своих удобств и, главное, для размещения коллекции. Здание не имело особых архитектурных достоинств. Оформление интерьеров выполнила Софья Меендорф (видимо, сестра Альжбеты), женщина с очень хорошим вкусом. Столовая была украшена изображениями гербом 16 родов, с которыми Чапских связывали семейные узы. Дворец был разрушен в годы Второй мировой войны.
Здание подземным переходом соединялось с соседним кухонным флигелем, который подчёркивал восточную границу партера. Здание дворца, построенного в 1880 г. в формах позднего классицизма, каменное одноэтажное, прямоугольное в плане. Углы и цоколь рустованы. Фасады ритмически расчленены лучковыми окнами. Стены опоясаны упрощенным антаблементом с сухариками.
Парадный партер представлял собой большой газон с фонтаном, пересекаемый дорожкой. Его оформление велось с использованием рабаток и экзотических древесных растений. Симметрично дворцу были высажены два ильма голых «Camperdown». Восточную кулису составила группа сосны веймутовой, западную — пихты сибирской. Редкие экзотические деревья парка рождали легенды, которые были связаны с именем станьковской графини Эльжбеты. Она вместе с мужем создавала усадьбу, парк, занималась хозяйством, увлекалась коллекционированием. Один из садовников свою любовь к графине, согласно легенде, выразил тремя необычными деревьями перед окнами ее покоев – символами веры, надежды и любви. К сожалению, они не сохранились. Одно из них («Надежда») в годы войны сгорело, второе («Вера») вывезли немцы, третье дерево («Любовь») являлось вышеупомянутым ильмом голым ‘Camperdown’. Короткий колоновидный ствол его был увенчан плоской шапкой кроны с экзотически свисающими почти до земли ветвями. Дерево погибло в 1994г., пораженное болезнью.
Партер незаметно переходил в разнотравно — злаковый луг большой поляны, занимающей пологий нивелированный склон речной террасы. В прошлом его покрывали сплошные заросли барвинка, образующие во время цветения красочный голубоватый аспект. Луг постепенно расширялся, увеличивая поле обозрения. С двух сторон он окаймлялся древесными массивами сложного состава сравнительно высокой полноты.
Край массивов слегка изрезан, в его строении использованы растения разного габитуса (сосна обыкновенная и липа сердцевидная, лиственница и клён остролистный). Опушки украшались редкими экзотами (конский каштан восьмитычинковый, туя западная, пихта сибирская, клён остролистный «Schwedleri» и др.).
Большинство экзотов выпало, но в целом массивы хорошо сохранились, достигнув высокой декоративности: экзотическими стали кроны у сосен, лиственниц; причудливо изгибаются, касаясь земли, боковые ветви огромных лип; на высоту до 30 м. поднялись остроконечные вершины пихт. Нельзя считать удачным современное оформление поляны молодыми линейными посадками липы и тополя китайского, упростившего край массивов и закрывшими вид на них.
Следующий план перспективы от дворца составляют элементы водной системы, сформированный в пойме ручья Рапуса, перегороженного плотиной. Ручей заливает пониженную пойму, образуя большой водоём. Передний план системы представлен каналами, огибающими два насыпных острова. В окружной канал впадает боковой периферийный. Он прорыт вдоль парка и дренажирует территорию.
Западный остров неправильной формы, размерами (60х100 м) и конфигурацией отличается от традиционных, обычно небольших круглых островов в парках Беларуси более раннего времени. В его наиболее приподнятой части построена беседка в виде ротонды с колоннадой из восьми ярко — белых колонн. Она окружена небольшими живописными древесными группами разного состава (дуб и берёза, берёза и ольха) и является очень выразительной малой архитектурной формой. Подобные ротонды — характерный элемент многих парков Беларуси, но они не сохранились.
Второй остров имеет свои особенности. Он меньше, ровный, в его насаждениях преобладает ольха чёрная. В центре на высоком постаменте была скульптура Богоматери.
Водная система по-своему индивидуальна, она одновременно являлась и составной частью единой парковой композиции, и акцентом дальних перспектив. С окружного водного прогулочного маршрута и с отдаленных видовых точек она просматривается в равной степени хорошо. Архитектурные объекты на островах привлекали также внимание с внешней стороны парка – при движении в усадьбу со стороны деревни. Окраина казалась своеобразной парковой картиной благодаря удачной выразительности акцентов. Водная система частично восстановлена. Вместо старой деревянной плотины была построена бетонная. Пойму ручья занимает водоём, обрамлённый камнем, вернувший парку прежнюю выразительность.
Аналогичный приём, но с использованием других средств (декоративных растений) использован при оформлении прилегающей к водоёму юго-восточной окраины парка. Парковую картину по опушке образуют экзотические деревья клёна серебристого (стволы диаметром до 80 см), растущие в виде мощного куста, подбитого спиреей Бияра и рябинником рябинолистным. Мягкость опушке придают плотные куполообразные вершины ивы ломкой “Bullata”, слегка огибающей угол парка. Вертикаль композиции определяется мощным экземпляром ясеня, нижние ветви которого касаются ивовых макушек.
Дальним акцентом главной южной перспективы являлась находившаяся на противоположном берегу ручья церковь. Здание построено в 1858 г. на возвышении в русско-византийском стиле и несколько смещено с основной композиции оси. Относится к типу крестово – купольных храмов с шатровой колокольней и полукруглой апсидой. Находясь за пределами парка, здание церкви на фоне большого искусственного водоёма создавало впечатляющую картину, завершающую парковую панораму.
Подобно другим усадьбам этого периода, в Станьково нет чёткой композиционной оси, парковых аллей, определяющих основной путь движения. Здесь хорошо выражены подъездные аллеи (западная и восточная). Около въезда в парк они сливались с боковыми аллеями усадьбы. С западной стороны проходит центральная кленовая аллея, которая была в прошлом частью Екатерининского тракта (теперь главная улица деревни). Перпендикулярно расположена северная аллея. Все вместе они определяли структуру и придавали величие усадьбе, обнесённой с трёх сторон, до поймы, глухой каменной оградой. Около неё в северо-западном углу усадьбы в 1897 г. построен амбар из тёсаного бутового камня с высокой двухскатной крышей с «залобками», который за столетие не потерял своей мощи, только осел и слился со средой в окружении такого же старого древостоя парка. Камнем искусно выложены не только стены, но и огромные фронтоны амбара. Привлекательность мощной постройке придают окна в виде узких отверстий, которые, как и дверные проёмы, выполнены кирпичом, оштукатурены и выбелены. В таких же формах выполнены постройки хозяйственного двора. Хорошо сохранился коровник. Оконные и дверные проёмы его арочные. Перекрытие внутреннего пространства выполнено системой клинчатых сводов, держащихся на металлических балках.
Основная парковая дорога соединяла въезды, фиксированные брамами. Сохранились частичные сооружения восточного въезда в виде трёх — пролётной стрельчатой арки и здания сторожки, построенной из кирпича в 1880-1890 гг. В повышенной центральной части арки располагается фамильный герб. Архитектура сооружения соответствует общему художественно-стилевому характеру усадебных построек, представляя собой переработку средневековой готики. Опоры аркады укреплены готическими контрфорсами. Фасады кубообразной сторожки под двухскатной крышей обработаны арочными нишами. Со стороны второго въезда, около аллеи, стояла фамильная каплица, построенная в 1835 г. в стиле ампир. В каплице покоились Кароль Чапский, его внук Кароль и другие члены рода, умершие до 1917 г. Сооружение не сохранилось. На крипте, присыпанной землёй, растут берёзы.
По отношению к этой дороге ориентированы основные сооружения северной части парка (флигеля, амбары, кухня, водонапорная башня и др.), а также поляны и древесные массивы, сменяющие друг друга по пути следования. Это обеспечивало удобство связи с объектами, чередование перспектив, ориентированных в сторону поймы.
Разросшиеся деревья, а также новые посадки нарушили прежнюю композицию парка, закрыли в основном поляны. Лучше прослеживается поляна напротив жилого флигеля – Г–образного в плане здания, построенного в 1900 г. также в формах ложной готики. Его основное вытянутое крыло одноэтажное, короткое – двухэтажное. Особую выразительность торцовым фасадам каждого крыла придают четырёхступенчатые щипцы. Стены раскрепованы профилированным карнизом. Углы рустованы. Дверные проёмы, окна первого этажа двухэтажного крыла решены стрельчатыми проёмами.
В оформлении поляны, прилегающей к этому дому, ведущее место принадлежит дубу. Западный край её составляет центральный древесный массив парка. Он представлен разрежённым спелым древостоем из местных видов (клён, липа, вяз, ясень, одиночно осина, ель, берёза) и экзотов (лиственница). Акцентом в насаждении являются единичные плотные группы и клумбы. Массив имеет качественный газон, а отсутствие кустарников обеспечивает его хороший просмотр.
В конце XIX- начале XX в. в насаждения парка было введено много экзотов. Садовником парка был в это время Дмитрий Кудинович, который мастерству садоводства обучался в Чехии. Здесь успешно выращивались редкие теплолюбивые виды: шелковица белая, каштан посевной, орех чёрный, ель чёрная, липа американская “Macrophylla”, орех грецкий. Была собрана коллекция клёнов (полевой, явор, серебренный, гиннала и др.), которые особенно почитались графом. Станьковские клёны остролистные – одни из самых высоких в Беларуси, достигают высоты 25м. Сейчас в парке произрастают древесные растения более сорока наименований.
С выходом Эмерика Чапского в отставку начался новый этап в жизни станьковской усадьбы. Она становится известным музейным центром Беларуси. Тяга к коллекционированию появилась у Эмерика с юношеских лет. Еще будучи гимназистом, он собирал монеты. Дворец превратился в музей, один из лучших в Беларуси.
Для целей музея рядом с дворцом в 1880 г. строится специальный «скарбчик» в виде двухэтажного миниатюрного средневекового квадратного в плане замка с четырьмя угловыми башнями, который, как и кухонный флигель, соединяется с парадным залом дворца подземным переходом. Каждая из них завершается башенкой, увенчанной шатровой головкой. По верхнему периметру каждая из башен охвачена парапетом, под которым расположены профилированный карниз и аркатурный пояс. Окна «cкарбчика» узкие, высокие, подобны бойницам, прямоугольные на первом этаже, оформлены профилированными сандриками. Изящество декоративного оформления сооружения дополняется уточнёнными арочками, надоконными бровками, гирьками, контрастирующими с гладкими стенами архитектурных объёмов. Вход выделен порталом, над ним возвышается ажурный балкон. Всё вместе взятое создаёт очаровательный образ старины.
Музейные собрания Чапских включали библиотеку (около 20 тысяч томов), в которой были редкие книги (Брестская Библия 1563 г., книги с автографами А.Мицкевича, И. Тышкевича, А. Ельского), рукописные собрания (известный « Лист к Обуховичу», автографы С. Монюшко, Ю.Немцевича, А. Одынца), архив, нумизматические коллекцию (более 10 тысяч образцов), древние иконы, художественные картины Ваньковича, Айвазовского, Аксентовича и других художников, гравюры, старинное оружие, произведения декоративно-прикладного искусства, посуду, уречское, фаянс, хрусталь, ткани, фамильное серебро, археологические и геологические редкости, гданьскую мебель, слуцкие пояса и пр. Книги библиотеки имели экслибрис рода Чапских.
Особую ценность составляла галерея фамильных портретов: Войцеха Пусловского, Радзивилла Рыбоньки, Игнатия Чапского, Теофилии из Конопацких, Франтишка Чапского. Эмерик Чапский дружил и переписывался с многими коллекционерами. Он был в хороших отношениях с известным белорусским историком и коллекционером Генрихом Татуром, который создал в Минске богатый частный музей и уникальную библиотеку. Татур подготовил рукопись «История Станькова», помогал графу Эмерику в деле коллекционирования, о чем свидетельствует их переписка за 1876-1899 гг. .
Коллекции были обработаны, систематизированы, изданы в виде книг или каталогов. Упорядочением и систематизацией нумизматических, археологических и других собраний имения, изданием каталогов занималась также Альжбета Чапская. В 1894 г. часть коллекции в шести вагонах вывозится в специально купленный при содействии Бартуновского дворец около Вавеля в Кракове. В 1895 г. Эмерик с женой оставляет Беларусь, передав имение сыновьям Каролю и Ежи, и полностью отдается работе над коллекциями. В 1896 г. граф умер от заражения крови при операции. Альжбета, преданная делу мужа, самостоятельно продолжает работу. Она издает каталоги «Перечень публикаций Ягеллонской эпохи» (1900), «Перечень картин» (1901), завершает пятитомное издание Э. Чапского «Каталог коллекций польских медалей и монет» (1871-1916), к которому сама выполнила рисунки монет. Она исполнила желание мужа, передав все собрание гмине Кракова. Альжбета дарит городу и свой дворец, чтобы коллекции смогли оформиться в виде музея, стать доступными для всеобщего обозрения. В честь их труда была изготовлена медаль со словами: «Честь науке, неутомимому труду, светись на бездорожьях жизни».
До последнего дня жизни А.Чапская продолжала вместе с сыном Каролем опекать музей, служить делу, которому отдала вместе с мужем жизнь. Умерла графиня в Минске в 1916 г. Теперь станьковские собрания представлены в отделе имени Э. Гуттен-Чапского Национального музея Польши. Часть оставшихся музейных ценностей в 1916 г. была вывезена в Москву. Дело деда Эмерика продолжил внук, также Эмерик (сын Кароля Александра), который особенно увлекался древними картами и атласами. Из Рима, где жили Чапские после 1939 г., картографические собрания (772 единиц карт, атласов, датированных с конца XV до половины XIX в.) перешли Институту географии Польской академии наук. Гравированная на меди карта «Литвония», памятник картографии XVIII в. известного картографа и издателя Георгия Матевуса Зойтера, была подарена Эмериком в 1976 г. Государственному музею Беларуси .
Потомки Чапских живут в Риме и Париже. В 1970 г. к 110-летию со дня рождения Кароля Чапского в Италии была выпущена памятная медаль.
Анатолий Федорук «Старинные усадьбы Минского края».