Дворец, построенный в 1861 – 1862 гг. на месте снесённого старого дворца начала XVIII в., занимал возвышенную часть усадьбы с открытой южной панорамой в сторону поймы. Судя по фотографии, здание имело сложную композицию. Центральная часть его двухэтажная, боковые объемы – одноэтажные, крыша плоская. Тыльный фасад был выделен ризалитом и алькежами. Кроме того, имелась огромная мраморная терраса, выложенная из черных и белых плит. По высказыванию Юзефа Вейсенгофа, который дружил с Чапским, дом был построен Эмериком для удобств и, главное, для размещения художественных коллекций.
Интерьеры и внутренний уклад дворца были выполнены традиционно. Помещения располагались вдоль фасадов и разделялись посередине коридором. В боковых частях находились лестничные клетки и санитарные помещения. Первый этаж был рассчитан на репрезентации, сбора гостей и выставочные салоны, а второй – жилые и спальные помещения. Все интерьеры дворца были тщательно проработаны. Часть проектов настенной глазури исполнила теща Э.Чапского Софья Мейендорф, женщина с исключительном вкусом. Некоторые комнаты были на 1/3 высоты стен покрыты глазурью. В частности, обеденный зал был покрыт глазурованной плиткой полностью. Украшением комнат были лепные потолки, отделанные разноцветным мрамором печи и камины, подоконники и мраморные барельефы, и многое другое. Из белого мрамора были сделаны небольшие баллюстрадки под подоконниками в обеденной зале, а лестничные клетки – из разноцветного итальянского мрамора. Комната для репрезентаций были отделаны по-разному, их отделкой служили ценные сорта дерева. Оформление окон и дверей было из золотистого янтаря, уподобленному стеклу, привезенному лошадьми из Петербурга.
Парадный зал, посвященный воинской доблести, располагался со стороны главного фасада, занимал центральное место дворца и был входным. Его оформлением служили украшения из золотистого янтаря, инкрустированного в позолоченных рамках. Сложные карнизы из янтаря украшали верх стен, на потолке был роскошный плафон, обрамленный янтарем, со сценой военных действий, написанной по сырой штукатурке. Янтарем были обрамлены оконные и дверные проёмы, рамы для картин, барельефов, золоченых бра. Пол был украшен сложного узора паркетом. Огромная коллекция стрелкового оружия, рыцарских доспехов, мечей, щитов, оружейных украшений располагались в этом зале.
Гостиный зал больших размеров примыкал, непосредственно, к парадному с правой стороны. За ним находились еще два помещения поменьше. В этом зале находились большая печь и камин, выложенные мраморными плитками.
Обеденный зал располагался с левой стороны от парадного зала и отличался от гостиного очень богатым убранством. Стены его были украшены глазурованной плиткой, а потолок и карнизы – из резного дуба. Мрамор белого цвета обрамлены окна и двери. На стенах зала висели изображения гербов 16 родов, с которыми Чапских связывали семейные узы. В дубовых старинных шкафах хранились коллекции старинного польского хрусталя, стекла, ампирного серебра и фарфоровые изделия. Некоторые экземпляры серебра и керамики стояли на буфетах, а тарелки по-существу выполняли и дополняли декорацию стен. С одной стороны, стояла белая кафельная печь, с другой – камин из белого мрамора, на котором стояли канделябры и старинные часы с мелодией.
Двухоконный зал в углу, последний с левой стороны парадного фасада, считался, как хранилище и особого декора не имел.
Прямо перед парадным залом дверь вела к такому же по величине салону, который служил как бильярдная, а позже, как библиотека. Его украшали настенные фрески, выпуклый карниз из резного дуба и плафон с изображением до потолка, располагались библиотека.
С правой стороны анфилады располагался салон под названием «зелёный». Стены его 2/3 были обтянуты зеленой тканью, 1/3 была покрыта глазурью. Потолок украшал плафон со сценами из жизни предков. В одном из углов стояла белая кафельная печь, в другом – камин из белого мрамора. В белый цвет была окрашена вся лакированная мебель, выполненная в стиле Людовика XVI, в том же стиле – и полукруглые комоды с мраморными вставками.
«Белый» салон, идентичный размерам «зелёного», размещался с левой стороны от библиотеки. Интерьер его украшали белые стены, камин из желтого мрамора, бронзовая люстра в позолоте, на несколько подсвечников. Некогда в этом зале хранилась великолепная коллекция фарфора, в основном польского, и носила этот зал название «фарфоровый». В белом салоне была поставлена великолепная мебель XVII века. В остекленных сервантах хранились ценный фарфор и серебро. Особую ценность представлял бирюзовый сервиз, подаренный императором Наполеоном Каролю Чапскому, как выражение благодарности за сохранность воинской кассы. Другой сервиз фарфора в позолоте использовался на приемах в честь правителя на конгрессе в 1815 году. На серванте стояли две фарфоровые французские вазы, а на камине – две другие, иного исполнения, между которыми располагались французские часы XVII века, отбивающие время. На всех стенах висели портреты родственников и предков Чапских, написанных маслом и вышитых золотом и серебром.
Весь первый этаж был наполнен историческими предметами роскоши: стулья и кресла в стиле нескольких Людовиков, шкафы и витрины, серванты и бюро, столы и столики, комоды из частных коллекций и сделанные по личному заказу, а также в великолепном оформлении зеркала. Новая мебель в Стиле Людовика Филиппа выставлялась в главном «парадном» зале.
С выходом Эмерика Чапского в отставку начался новый этап в жизни станьковской усадьбы. Она становится известным музейным центром Беларуси. Тяга к коллекционированию появилась у Эмерика с юношеских лет. Еще, будучи гимназистом, он собирал монеты. Дворец превратился в музей, один из лучших в Беларуси.
К огромному сожалению былое великолепие дворца, роскошные интерьеры и коллекции для нас утрачены навсегда. Дворец, переживший революцию, Великую Отечественную войну был разрушен в 60-х годах XX века. Оказалось, проще разрушить и построить новое, ничем не примечательное здание, чем проводить реставрацию.
Маслиев Олег Игоревич «Архитектурные памятники Станьково — Реставрация и восстановление»