Павильон «Скарбница» — это двухэтажное небольшое сооружение в виде миниатюрного средневекового замка, квадратное в плане с угловыми цилиндрическими башнями, увенчанными кремальерами с бойницами и миниатюрными башенками-сигнатурками с шатровыми крышами. Кремальеры изящно опоясаны аркатурным пояском с гирьками, а главный фасад завершался ритмичным выступающим карнизом с кронштейнами и тягами. Боковые фасады и обратный главному фасаду были одинаковыми, они грациозно завершались высокими щитами с одноступенчатыми щипцами. Окна «Скарбницы» высокие и узкие, подобные бойницам, прямоугольными на первом этаже и стрельчатые на втором, украшены массивными профилированными сандриками – полотенцами с гирьками. Изящество декоративного оформления сооружения дополняется утончёнными арочками, надоконными бровками, гирьками, контрастирующими с гладкими стенами архитектурных объёмов. Вход выделен развитыми порталами, над которыми возвышается легкий и ажурный кованый балкон с кронштейнами. Некогда главный фасад венчал родовой герб «Лелива», закрепленный на кованом ограждении крыши, а сигнатурки венчали флюгеры в виде радзивилловских орлов с коронами. Все это вместе взятое создавало очаровательный образ далёкой старины ушедшей эпохи.
Здание павильона «Скарбница» значительно старше дворца, а стиль неоготики оно приобрело только в середине XIX века. Внутри «скарбницы» располагались только два одинаковых по размеру зала, обустроенных полками. К залу на второй этаж вела спиральная лестница, установленная в одной из башен.
В богатейшей библиотеке, расположенной в «Скарбнице», насчитывалось более 20 тысяч томов, которые имели экслибрис графского рода Гуттен-Чапских, и редкое собрание древнейших рукописей. Здесь умственно привести пример ценности рукописей, которые хранились в этом собрании. Книги библиотеки Эмерика Чапского располагались в специально сделанных для них красивых дубовых застеклённых шкафах работы местного столяра Пикулика. В шкафах были специальные выставочные витрины, где демонстрировались особенно ценные книги. Среди них – известная Брестская Библия 1563 г., собрание книг Ю.Бергеля из Слуцка, книги из собрания Залуских (Петербург), книги белорусского поэта В.Коротынского, автографы и рукописи А.Мицкевича, А.Ельского, Е.Тышкевича. С.Монюшко, Ю.Немцевича, А.Одинца, рукописи А.Кобылинского. Кстати, часть этих книг и рукописей до начала Первой мировой войны сохранялась в Станьково.
«Скарбница» располагалась напротив главного входа во дворец на небольшом расстоянии от него. Она была окружена кронами старинных кленов, которые можно увидеть на рисунке Наполеона Орды 1876 года. К павильону вела неширокая прямая грунтовая дорожка от разворотного кольца с агавой в центре. Судя по рисунку Н. Орды, «Скарбницу» окружал зеленый газон без клумб и рабаток. Массив разросшихся деревьев очень близко подходил к павильону, о чем можно судить по фотографии 1914 года, сделанной Яном Балзункевичем. Некоторые старые клены до сих пор окружают павильон, затейливо прикрывая его башни от посторонних взглядов.
Строительство павильона «Скарбница» было начато в конце XVIII века Франтишком-Станиславом-Косткой графом Гуттен -Чапским (1730 — 1802) и Вероникой Радзивилл (ум.1754) как летнего павильона (в стиле старопольской эклектики). В 30-х годах XIX века павильон перестроил сын Франтишка – Кароль граф фон Гуттен – Чапский (1778 — 1836), придав ему черты оборонительной готики. Образ этого вида «Скарбницы» можно увидеть на рисунке Н. Орды 1876 г. Павильон, перестроенный Каролем Чапским, еще сохраняет черты первозданного облика с прямоугольными окнами, мощными лепными кронштейнами балкона и аркатурными поясами со стяжками. При Кароле Чапском были заложены окна второго этажа (ранее фасады по второму этажу членились триадой прямоугольных окон), о чем свидетельствуют закладки оконных проёмов и следы лепных наличников под слоем отвалившейся в 2005 году штукатурки главного фасада и интерьеров. Вначале 1880-х сыном Кароля Чапского – Эмериком фон Гуттен-Чапским (1828-1896) была проведена очередная реконструкция дворцового павильона под коллекцию библиотечных сборов.
При Эмерике здание «Скарбницы» приобрело окончательный облик и чистоту неоготического стиля. Прямоугольные оконные проемы второго этажа были преобразованы в готические стрельчатые арки, появились затейливые мощные лепные наличники-полотенца с сухариками и гирьками над окнами как первого, так и второго этажа. Аркатурный пояс с тягами, опоясывающий кремальеры башен, был заменен более лаконичным со стрельчатыми арочками с гирьками и сухариками. Над окнами второго яруса башен появились циркульные бровки с гирьками. Сигнатурки, венчающие башни, украшены лепными карнизами, а их окна приобрели бровки с сухариками.
Герб «Лелива» на ограждении крыши главного фасада, флюгеры «Орлы», установленные Каролём Чапским, при Эмерике были сохранены и сняты лишь в советское время. Эмерик также заменил тяжелый балкон с лепными кронштейнами на более легкий, ажурный, с коваными кронштейнами и маркизой. Крыльцо у входного портала здания было прямоугольное в плане на две ступени, облицованное гранитной плиткой черного и «белого» цветов.
Возможно, именно при Эмерике Чапском в «Скарбнице» были устроены камины на первом и втором этажах. Об этом свидетельствует тот факт, что до середины XIX века здание павильона эксплуатировалось только в летнее время, а на рисунке Н. Орды 1876 г. нет дымоходной трубы, которая уже есть на фотографии 1914 г., а также тот факт, что в юго-восточной части «каминной» башни явно прослеживается закладка дверных проемов башню из залов первого и второго этажей. Эти проемы были приспособлены под камины, а дымоход выложен внутри башни отдельным массивным стояком, прислоняющимся к стене. Форму фасадов каминов диктовали стрельчатые арки дверных проемов башни. Точного облика каминов история не сохранила, однако известно, что они имели лепные профили, были обложены кафелем.
Залы павильона имели богато оформленные интерьеры. Украшением помещений служили резные филенки с встроенной мебелью, резной кессонированный потолок на втором этаже, паркетные узорчатые лакированные полы и кессонированный сводчатый потолок с лепниной на первом этаже. Из мебели были настенные полки, специально изготовленные для «Скарбницы» дубовые остекленные шкафы работы местного мастера Пикулика, мягкая мебель в стиле Людовика XVII, книжные (читальные) столики и перевозные резные лестницы для настенных стеллажей. На стенах залов и башен висели бронзовые бра в золоченых оправах, а на каминах стояли старые английские часы с боем и канделябры. К залу второго этажа вела ажурная спиральная кованая лестница конца XVIII века. Стены залов были окрашены в светлые охристые тона, а башенные комнаты были выбелены.
Анализируя послойную покраску и штукатурку здания «Скарбницы», можно отметить несколько периодов различных цветовых покрасок стен фасадов. Так, на слое штукатурки конца XVIII века имеются следы охристой краски, на штукатурке первой половины XIX века – также охра, а уже на штукатурке 80-х годов XIX века виден розовый оттенок покраски фасадов. В советскую эпоху здание «Скарбницы» неоднократно перекрашивалось;
в 30-е годы цвет стен был желтый
в 40-е годы цвет стен был оранжево-золотистый
в 50-е годы цвет стен был голубой
в 70-е годы цвет стен был бордово-красный
в 80-е годы цвет стен был темно-розовый
в 90-е годы цвет стен был розовый.
Здание дворцового павильона «Скарбница» соединялось подземным коридором с дворцом. Подземный тоннель сохранился до сих пор, но попасть в него можно сейчас только из кухонного флигеля 1900 года постройки. Вход в подземелье был юго-западной «лестничной» башне «Скарбницы». Ниже уровня пола первого этажа в башне были устроены кирпичные ступени в подвал, который был перекрыт сводами, а тоннель шёл от крыльца павильона к крыльцу дворца.
В 60-е годы XX века был снесен дворец, а вход из павильона в туннель, как было выявлено при обследовании в 2005 году, засыпан битым кирпичом.
В 1920 году графы Чапские вынуждены были покинуть родовое имение и выехать поначалу в Краков, а затем в Париж. В резиденции великого рода фон Гуттенов появились новые хозяева. Советская власть не пощадила ни самого имения, ни его ценнейшей коллекции сборов.
Во дворце был устроен интернат для трудновоспитуемых подростков, коллекция библиотечных сборов «Скарбницы» была разграблена, часть их уничтожена, дворцовом павильоне поселились воспитатели интерната. Во время Великой Отечественной войны в усадьбе Чапских разместилась немецкая дивизия. Дворец заняли офицеры, а в «Скарбнице» был устроен дивизионный штаб. В 1944 году часть дворца, павильон и флигель были сожжены партизанами. В 1956 году павильон «Скарбницу» отдали под жилье местному учителю Алексею Михайловичу Шалаю.
Проведя реконструкцию заброшенного здания, он прожил в нем до 1972 года, когда павильон передали Станьковской средней школе. Силами сельского совета и школы была проведена реконструкция интерьеров здания. Павильон приспособили под музей Героя Советского Союза пионера-партизана Марата Ивановича Казея, родом из Станькова. Никакой проектной документации не было составлено, исследования не проводились. Реконструкцию помещений осуществляли стараниями директора школы Буцевицкого по эскизам художника Василия Викторовича Минича. При так называемой реконструкции были уничтожены лепные декоры наличников в интерьере павильона, разобран камин второго этажа, а камин первого этажа перестроен, заменена столярка, положены новые полы и устроены подшивные потолки. Стены залов обшили листами ДСП. Также при реконструкции было проведено централизованное отопление и заменена плита и ковка балкона. В башне на первом этаже был устроен туалет. Фасады здания без восстановления обвалившихся фрагментов декора оштукатурили и покрасили.
В 1944 году музей, располагавшийся в павильоне, был разграблен вандалами: были выбиты окна, разрушены экспонаты, взломаны двери, сорвана электропроводка, взломан люк на крышу. Мероприятий по восстановлению музея предпринято не было. В павильоне отключили отопление, забили досками окна, закрыли здание на замок и оставили. За 10 лет бесхозности здание дворцового павильона в разрушающееся строение.
На основании проведенных предпроектных исследований по дворцовому павильону «Скарбница» выявлено, что здание павильона имеет многочисленные фасадные и конструктивные деструкции как следствие десятилетнего бесхозного состояния. Наиболее разрушен в настоящий момент главный – южный — фасад. Из-за отсутствия системы отвода воды с крыши здания и разморозки стен полностью утрачен профилированный карниз с ритмичным поясом с кронштейнами. Практически полностью обвалилась штукатурка по второму ярусу главного фасада. От основания фундамента (от крыльца) до верха стены с остатком бывшего карниза через дверной проем портала и арку балконной двери прошла трещина. Растущее на юго-западной башне дерево разросшимися корнями разрушило арку балконного дверного проёма и часть бойниц венчающей кремальеры. Балкон над порталом находится в критическом состоянии, закрепленный двумя рельсами к стене здания, он обветшал, местами разрушился. С правой стороны от крыльца главного фасада просел фундамент, что и вызвало развитие трещин на фасаде. Выпавшие кирпичи из стены фасада по правой стороне полностью обнажили стяжку юго-восточной «каминной» башни. Разрушение этой стены здания прошло глубоко внутрь и видно на стене дома второго этажа и на стене чердака. Оконные проемы башен по главному фасаду покрылись многочисленными трещинами, местами под ними обвалилась штукатурка.
Западный фасад павильона пострадал меньше. На нем заметны разрушения карниза щипца щита, на башнях по бойницам обвалилась штукатурка. Оконные проемы опоясаны мелкими трещинами. Небольшая трещина прошла по правой стороне верха стены фасада, у примыкания к башне.
Сильно испещрен трещинами и обрушениями штукатурки и карнизов щипец щита северного фасада. Глубокая трещина прошла по нему у примыкания к северо-восточной башне, а также заметна трещина по центру фасада от окна первого этажа через окно второго этажа к щипцу щита.
Глубокая трещина прошла по центру стены восточного фасада павильона. Она расчленила фасад на две половины от фундамента до щипца. Также ряд трещин кладки и штукатурки заметен на примыканиях башен к стенам. По всему периметру цоколя здания обвалилась штукатурка, обнажив бутовую кладку. Часть продухов в подполье башни заложена. Во всём здании отсутствует столярка, сохранились лишь оконные и дверные коробки.
Современная, но уже сгнившая дверь установлена во входном портале. Отсутствуют подоконники по всем окнам фасадов на первом этаже. В некоторых местах висят останки водосточных труб. Оцинкованная стальная крыша просела и местами проржавела. Полностью отсутствует система отвода воды из кремальер бойниц, в результате чего там постоянно стоит вода, а пыль и перегнившие листья деревьев, накопившиеся за тринадцать лет, составляют хорошую плодородную основу для роста деревьев на стенах зданиях. На углу юго-восточной башни сохранились остатки дымоходной трубы. На крышах зданиях отсутствует молниезащита, что представляет собой немалую опасность.
От исторических интерьеров практически ничего не сохранилось, за исключением ажурной кованой лестницы в юго-западной башне. Стены домов многократно окрашивались и штукатурились. Лепные профили угловых арок-входов в башни полностью утрачены. Все стены листами ДСП. По историческим лагам и балкам перекрытий подвешены новые потолки из гипсокартона и ДСП.
При обследовании полов выявлено трехслойное наложение покрытия полов, однако исторического паркета не обнаружено. Камины павильона не сохранились, на первом этаже имеется грубая бутафория камина. Столярка внутренних дверей также не сохранились. В северо-восточной башне на первом этаже в 20-х годах был устроен туалет без централизованной канализационной системы, но на сегодняшний день он полностью разбит. По всему зданию в 70-х годах XX века была проложена двухтрубная система отопления, которая к настоящему моменту сохранилась на 80%. Ввод теплоузла устроен в подполье первого этажа при входе.
Деревянные межэтажные перекрытия сохранились практически в хорошем состоянии, что позволяет при реконструкции их использовать. Замене подлежат лишь некоторые балки в перекрытии чердака. Перекрытия состоят из шестиметровых брусьев с сечением 25х20 см и шагом 1 м.
При обследовании стропильной системы выявлена просадка строения и выход стропильных ног из гнезд, устроенных в стенках. Крыша представляет собой шатер, состоящий из послойных стропильных ног, расположенных по диагоналям и опирающихся на центральную мощную стройку, стоящую на брусе сечением 30х35 см. К диагональным ногам прислоняются еще по две ноги, перпендикулярные стенам. Ноги покрыты обрешеткой и оцинкованной сталью.
В настоящий момент пол чердака провалился в углах зданиях из-за протекающей кровли. Исторические лазы на чердак, расположенные в юго-западной и юго-восточной башнях, сохранились хорошо, причем в юго-западной башне сохранилась заслонная дверца лаза. Интерьеры башен завершается по второму этажу полусферическими сводами, в двух из которых устроены арочные проемы-лазы на чердак.
Главная кованая лестница, находящаяся в юго-западной башне, практически целиком сохранилась, только слегка просела. На трех первых её ступенях отсутствуют балясины и перила. Подступенки имеют декоративные кованые вставки из пяти 6-конечных звезд герба «Лелива», которые в некоторых местах выбиты. В основном все подстпупенки закрыты с двух сторон накладными щитами из ДСП. Проступи исторические металлические, сверху покрыты листами ДСП и паркетом. Исторические деревянные перила на лестнице отсутствуют, остались лишь места креплений. Опирание лестницы происходит на пол первого этажа первой ступенькой и на консольные стальные кованые скобы, расположенные по периметру стен. Конструкция лестницы сборная, на болтах. Состоит лестница из 25 ступеней, закручивающихся по спирали вдоль стен. На всех кованых элементах лестницы видны многочисленные слои покраски масляными красками. Цвет первого слоя краски черный, что позволяет сделать вывод об исторической подлинности этого цвета.
Вход в подвал в настоящей момент завален битым кирпичом, но сохранились кирпичные степени, ведущие вниз. Перекрытие подвала сводчатое, кирпичное, это выявлено при вскрытии пола первого этажа. Общее состояние здания и его конструкций удовлетворительное. Проведенные обследования показали, что здание павильона подлежит реставрации и приспособлению.
Маслиев Олег Игоревич «Архитектурные памятники Станьково — Реставрация и восстановление»